Любители исторических музеев могут только подтвердить: главным украшением благородной женщины в любую эпоху считались блистательные драгоценности для головы и прически. Тиары, диадемы, короны и легкие эгреты много десятилетий были важными составляющими ассортимента уважающей себя марки. Для императорских, королевских и царских дворов ношение подобных, весьма, кстати, непростых в носке вещей, считалось искусством обязательным. Собственно, рассуждать о популярности ювелирных вещей для головы и прически в прошлых веках вряд ли имеет большой смысл: как мы уже сказали выше, в этой популярности легко убедиться, посетив хотя бы один исторический музей.
Украшения для головы и прически практически полностью и почти мгновенно исчезли после Второй мировой войны: именно так сказывалось чрезвычайно бурное время той эпохи. Впрочем, эти предметы благополучно исчезли бы и после Первой мировой войны, если бы не влиятельный стиль ар-деко, появившийся в 1925 году. Этот последний «большой» стиль по-своему переосмыслил некогда классические ювелирные вещи.
Так, вместо сложных и громоздких предметов в моду надежно вошли почти невесомые ювелирные бандо и эгреты. Заслуженными специалистами по первым драгоценностям считали дома Garrard, Cartier и, уже чуть позже, с 1932 года, Chanel. Специалистами по эгретам, — небольшим украшениям с эффектным птичьим пером в центре, считаются Дома Chaumet и Boucheron.
Итак, бандо, — а именно широкие ювелирные «ленты», которые полагалось носить на лбу, — и эгреты, пусть и не надолго, но все-таки смогли продлить жизнь украшениям для головы и прически. Но, начиная с 1950-х годов, эти драгоценности перешли в разряд «драгоценностей на заказ»: в подавляющем большинстве случаев их заказывали для дорогостоящих и пышных свадебных торжеств.
Маленькие же, миниатюрные, но такие нежные и изысканные украшения для прически продолжал делать лишь только великий французский ювелирный дом Chaumet, в клиентах которого значится сам Наполеон Бонапарт и две его жены.
Ювелирные мастера Chaumet на протяжении 1980-2000-х годов изготавливали бриллиантовые булавки и миниатюрные аметистовые заколки, которые могли одновременно служить и в качестве небольшой броши.
Найти драгоценности для головы и прически можно было также у американского бриллиантового гиганта Harry Winston (такие вещи предоставлялись знаменитостям для прохождения оных по красной ковровой дорожке, например, на церемонии вручения «Оскара»), а также у японского жемчужного магната, исторического Дома Mikimoto.
Привычно делал для британской короны подобные предметы и старейший почтенный английский Дом Garrard, бывший в начале прошлого века поставщиком британского двора. Остальные же ювелирные компании работали в данном жанре исключительно «под заказ».
Однако на рубеже 2000 и 2010-х годов довольно неожиданно для широкой публики драгоценные вещи для головы и прически довольно резко вошли в моду: в 2011 году свои варианты этих вещей предложили почти все французские ювелирные марки, справедливо считающиеся законодателями всех возможных дорогих тенденций. За французами стремительно последовали итальянцы — например, модная марка Pasquale Bruni, развивавшая породистые флористические мотивы.
В свою очередь дом Chaumet, для которого такие драгоценности всегда были архиважными, начал выпускать целые коллекции легкокрылых тиар, создаваемых в ателье марки на Вандомской площади Парижа.
Более того, за эстетическую основу обычных колец, ювелирных часов и браслетов в Chaumet брали дизайн своих исторических тиар (их постоянную выставку можно увидеть в небольшом музее Chaumet все на той же Вандомской площади).
К таким собраниям относится мгновенно ставшая легендарной коллекция «Жозефина», названная так в честь первой супруги Наполеона Бонапарта. Грушевидное навершие императорской тиары проявилось в характерных кольцах, драгоценных вечерних часах и парадных серьгах этой коллекции дома Chaumet.
Но и другие дома также охотно вносили свою лепту в благородное дело прославления драгоценностей для головы и прически. К примеру, Harry Winston использовал для изготовления тиар лучшие и самые крупные, фирменные бриллианты, а компания Mikimoto — самый прекрасный жемчуг с собственных плантаций в Японии.
В Cartier сполна отдавали дань сияющим аквамаринам, то есть тем камням, которые «принимали участие» в тиарах и диадемах начала XX века. В швейцарской марке Piaget, известной своими пристрастиями к стилю диско, тиары могли переформатироваться в колье, броши, браслеты и серьги. То же самое происходило и с диадемами великой французской марки Boucheron, что было абсолютно созвучно историческим вещам и драгоценной философии бренда.
Что говорить, бриллиантовые, то есть дорогостоящие вещи для головы и прически стали носить не только вечером — в театр или на торжественный раут, но и днем, причем с дневным дресс-кодом. Первопроходцем в данном случае выступила очень молодая, но уже очень перспективная французская марка Messika, которая специализируется исключительно на бриллиантовых украшениях.
Мода на ювелирные предметы для головы и прически продержалась на удивление долго — почти десять лет. И даже сегодня ювелиры лучших марок не отказывают себе в удовольствии презентовать новую тиару: конечно, в этом есть не только эстетический смысл. Как никакой другой предмет в ювелирном искусстве, драгоценность для головы и прически передает всю сложность ювелирного дела: создание таких вещей многие ювелиры почитают как некий экзамен на техническое совершенство. И в этом они абсолютно правы: нам же, зрителям драгоценного театра, остается только методично аплодировать наиболее выдающимся образцам.