Воскресенье, 14 июля, 2024

Драгоценный кутюр

Кажется, что связь между истинно драгоценными марками и урожденно ювелирными весьма высока. С одной стороны, сами драгоценные мастера не прочь позаимствовать у портных элементы их шитья (или же кутюра). Здесь и ленты, и банты, и аккуратные воротнички, и манжеты, и застежки, созданные из драгоценных металлов, с драгоценными камнями.

Апофеозом всего этого увлечения стоит считать колье «Молния», колье «Галстук» и коллекцию «Пуговицы» от знаменитого французского дома Van Cleef & Arpels. Это были драгоценные вещи, которые полностью копировали застежку-молнию (она, будучи колье, свободно расстегивалась), галстук и крупные круглые пуговицы.

коллекция Boutonnière Van Cleef & Arpels
Van Cleef & Arpels, коллекция Boutonnière

С другой стороны, нельзя не отметить и повальное увлечение модными дизайнерами, создателями fashion-домов собственного имени, сначала аксессуарным рядом, потом — часами, а потом уже и выпуском персональных драгоценностей.

Первой в этом деле стоит считать Габриель Шанель, которая, как мы все прекрасно помним, не любила фамильные драгоценности (их у нее, девочки, выросшей в бедном монастыре никогда и не было).

Chanel, колье Comète, 1932 г.
Chanel, колье Comète, 1932 г. Фото: Robert Bresson

В 1932 году Габриэль Шанель просит молодого художника ар-деко Поля Эриба создать какую-нибудь необычную ювелирную линейку. Например, чтобы все драгоценности в этой линейке были сделаны из исключительно белых бриллиантов. Поль Ириб, разумеется, согласился: работать с «самой» Шанель в те годы считалось очень престижным. В итоге появилась белоснежная ювелирная линия «Bijoux de Diamants», положившая начало эпохи абстрактных украшений, а также эре драгоценного космизма.

ожерелье «Бахрома» из коллекции Bijoux de Diamants, созданной Габриэль Шанель в 1932 году. Фото: Robert Bresson
Chanel, ожерелье «Бахрома» из коллекции Bijoux de Diamants, созданной Габриэль Шанель в 1932 году. Фото: Robert Bresson

С тех пор дом Chanel практически каждый год выпускает по две коллекции высокого класса high jewellery (пышные презентации проходят в январе и в июле в Париже), а также несколько линеек более недорогого уровня.

Chanel, колье из коллекции 1932 Collection, вдохновленное классическим колье «Бахрома»
Chanel, колье из коллекции 1932 Collection, вдохновленное классическим колье «Бахрома» 1932 года

Дом Dior, основанный галеристом Кристианом Диором в 1946 году (первый показ состоялся в феврале 1947-го), практически сразу же обратил свое внимание на ювелирное искусство.

Дом Dior много лет выпускал выдающуюся бижутерию, которая и сегодня очень высоко ценится на тематических аукционах. Лишь только в конце 1990-х президент компании Сидни Толедано решил пригласить на вновь созданную ювелирную позицию женщину, удивительную даже по французским меркам.

Виктуар де Кастеллан на шоу Christian Dior Womenswear Весна/Лето 2018
Виктуар де Кастеллан на шоу Christian Dior Womenswear Весна/Лето 2018 в рамках Недели моды в Париже, 26 сентября 2017 г.

Речь идет о Виктуар де Кастеллан, пышнотелой и рыжеволосой музе самого Карла Лагерфельда (до того, как стать ювелирным дизайнером Виктуар много лет проработала моделью). Виктуар де Кастеллан, мать четверых детей, наследница великого денди belle époque Бони де Кастеллан, разработала очень броскую коллекцию ювелирного направления Dior.

Dior, кольцо из коллекции Rois et Reines
Dior, кольцо из коллекции Rois et Reines, 2009 г.

Это цветочные и кутюрные вещи, которые выполняются в сложном жанре драгоценного сюрреализма. В них есть и хищность, и опасность, и загадочность.

ожерелье Bal de Mai от Виктуар де Кастеллан, 2011 г. Dior
Dior, ожерелье Bal de Mai от Виктуар де Кастеллан, 2011 г.

Впрочем, в последние годы Виктуар де Кастеллан предпочитает создавать более спокойные, более классические цветочные вещи. Она также несет ответственность за ряд драгоценных лимитированных часов Dior.

Rose Dior Pop
Dior, коллекция Rose Dior Pop

Еще один модный дом, работающий с ювелирными украшениями, это великий дом Hermès, основанный в Париже в 1837 году. Ювелирные украшения, маркированные Hermès, появились в середине 1920-х годов. Удивительно, но факт: с тех давних пор драгоценности (равно как и часы) Hermès практически никак не изменились.

Ювелирным направлением дома занимается тонкий художник-минималист Пьер Арди. У него есть замечательная концепция украшений Hermès, которая заключается в том, что это не настоящие «большие» драгоценности, а драгоценные аксессуары. Тот факт, что это «аксессуары» не отменяет их заоблачной стоимости (как и все у Hermès), а также того, что они создаются из различных цветов золота с драгоценными камнями (бриллиантами белого и коньячного цветов).

серебряный браслет из коллекции Chaine d'Ancre Punk Hermès
Hermès, серебряный браслет из коллекции Chaine d’Ancre Punk

В качестве дизайнерских «отсчетов» Пьер Арди берет все, что связано с лошадью: седельные гвозди, элементы упряжки. Публика в невероятном восторге! На эти, очень скромные и неброские вещи в бутиках марки стоит очередь, расписанная на несколько месяцев вперед.

брошь-булавка Franges из белого золота и бриллиантов из коллекции Chaine d'Ancre Punk Hermès
Hermès, брошь-булавка Franges из белого золота и бриллиантов из коллекции Chaine d’Ancre Punk

Яркий дебютант этого сегмента — великий дом Louis Vuitton. Около 15 лет назад в недрах марки было принято решение о расширении часового направления и создании принципиального нового — ювелирного.

Первые шаги стоит признать крайне неудачными: коллекции для Louis Vuitton делал молодой, но уже очень известный ювелир Лоренц Баумер. Он предложил гранить бриллианты в форме фирменного четырехлистного цветка орнамента «монограмм».

Louis Vuitton, колье из коллекции L'Âme du Voyage
Louis Vuitton, колье из коллекции L’Âme du Voyage от Лоренца Баумера

Однако точно такой же бриллиантовый цветок выпускала марка Montblanc. Эффект был явно размазан. Плюс Баумер обратился к чемоданному наследию Louis Vuitton: как дорогие украшения покупателям стали предлагаться фурнитуры исторических сундуков и чемоданов великой компании. Покупателей не вдохновил и этот рискованный шаг. В итоге Баумера решили сменить на замечательного американского ювелирного художника Франческу Амфитеатроф, работавшую до этого в Tiffany & Co. и сделавшую там отличную линейку Tiffany T.

Louis Vuitton, колье из коллекции Stellar Times
Louis Vuitton, колье из коллекции Stellar Times от Франчески Амфитеатроф

Франческа Амфитеатроф, кажется, справилась со своей задачей на отлично: ее кутюрные вещи для Louis Vuitton поражают внимание геометрией, отсутствием ложной сентиментальности. Это очень современное, по-настоящему «высокое» ювелирное искусство.

Алисия Викандер в украшениях Louis Vuitton из коллекции Bravery
Алисия Викандер в украшениях Louis Vuitton из коллекции Bravery от Франчески Амфитеатроф

И, наконец, дебютант и искренний неофит этого сегмента драгоценного класса — итальянский модный дом Gucci.

браслет из премьерной коллекции Высокого ювелирного искусства Gucci
Gucci, браслет из премьерной коллекции Высокого ювелирного искусства

Год назад марка показала свою первую, дорогую ювелирную коллекцию. Сенсаций не случилось: это многодельные стабильные цветочные вещи — от колье до колец. Но, если учесть, какой ажиотаж сейчас производит любая вещь, маркированная светлым именем Gucci, то вкус здесь не играет значения. В конце концов, можно купить эти вещи из-за камней. Аметисты-то в цветочных колье Gucci и правда исключительно замечательные!

Не пропустите