С 10 апреля по 13 октября 2024 года Парижский музей декоративного искусства (Musée des Arts décoratifs) предлагает совершить путешествие во времени, посетив выставку «Рождение универмагов. Мода, дизайн, игрушки, реклама, 1852–1925». Выставка знакомит с историей возникновения феномена «Les Grands Magasins» — «Универмаги Парижа», рассказывая о знаменитых Au Bon Marché, Les Grands Magasins du Louvre, Au Printemps, La Samaritaine и Les Galeries Lafayette… Вниманию посетителей выставки представлено более 700 работ — от рекламных плакатов до одежды и предметов декоративного искусства. Экспозиция охватывает период от момента возникновения в середине XIX века революционного торгового формата до Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства 1925 года.
«Ослепить и соблазнить»
Как известно, Наполеон III имел огромные амбиции в желании перенести столицу Европы в Париж. Однако, именно Жорж Осман (Georges Haussmann) — префект департамента Сены с июня 1853 по январь 1870 года — сделал эту задачу осуществимой. Возможно, это удалось благодаря его непоколебимой энергии, авторитаризму и тесному сотрудничеству с императором. Все более либеральный в 1860-х годах, режим Наполеона III стремился отвлечь французов от политики. «Ослепить и соблазнить» — две задачи, которые стали главными целями владельцев первых универмагов. Эпицентром этого «имперского праздника» являлся Двор. Балы и другие развлечения в Сен-Клу крайне благотворно влияли на зарождающуюся индустрию массового потребления.
Первые универмаги Парижа
Le Bon Marché (Бон Марше, с фр. — «Дешёвый рынок»). Les Grands Magasins du Louvre (Ле Гран Магазан дю Лювр, с фр. — «Универмаги Лувра», закрыт в 1974). Au Printemps (Прентан, в переводе с фр. — «Весной»). La Samaritaine (Самаритэн, в переводе с фр. — «Самаритянка»). Les Galeries Lafayette (Галери Лафайет, с фр. — «Галерея на улице Лафайет»). Эти универмаги Парижа, открытые в период глубоких социальных и экономических перемен, произвели настоящую революцию в покупательском опыте благодаря дальновидным предпринимателям. Они представили новые торговые концепции, в том числе, цены на этикетке, самостоятельный доступ к товару и возможность возврата. Но главная инновация — развитие торговых пространств, посвященных исключительно женщинам. Именно в этих крайне эффектных залах, освещенных призрачным газовым светом, и возникает образ «прекрасной парижанки». Миф о ее красоте и элегантности жив и сегодня.
Каталоги и торговля по почте
Универмаги Парижа предложили и другие инновации, в том числе торговлю по почте. Для ознакомления с ассортиментом клиентам стали рассылаться каталоги. Первоначально ежегодные, печатавшиеся в очень больших тиражах (6 миллионов копий только у Le Bon Marché), они быстро стали сезонными. А затем — специализированными, предлагая, например, исключительно фарфор, или украшения, или товары для путешествий. Каталоги стали отражением образ жизни и вкусов буржуазии с точки зрения моды и досуга. С особым трепетом к каталогам относились малоимущие слои населения. Листая их, они мечтали о лучшей жизни…
«Королевство женщин»
Во второй половине XIX века поход за покупками становится новым буржуазным развлечением — подобно театру, балу, кафе или концерту. Универмаги Парижа теперь представляют собой «королевство женщин», описанное Эмилем Золя в романе «Дамское счастье». В действительности, Золя при его написании был вдохновлен реальным Bon Marché и его основателем Аристидом Бусико.
Символы современности и французского совершенства
Успех и влияние первых парижских универмагов достигли кульминации на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в 1925 году. Они были признаны символами современности и французского совершенства. Они превзошли свою коммерческую роль, превратившись в крупных игроков в сфере культуры и дизайна. Так универмаги Парижа стали неотъемлемой частью современного социального ландшафта.
Что: Выставка «Рождение универмагов. Мода, дизайн, игрушки, реклама, 1852–1925» (La naissance des grands magasins. Mode, design, jouets, publicité, 1852-1925).
Где: Музей декоративного искусства, правое крыло Лувра, улица Риволи, 107, Париж.
Когда: 10 апреля 2024 — 13 октября 2024