Сильвио Денц, владелец Lalique: «Когда в 2008 году я стал владельцем компании, 90% производства составлял хрусталь, примерно 10% — парфюмерная продукция. Сегодня хрусталь составляет всего 1/3 нашего производства. Когда я оказался во главе компании, я решил, что компания будет существовать на шести основных столпах-направлениях: ювелирных украшениях, парфюмерии, столовой посуде, предметах интерьера, предметах искусства и гостиничном бизнесе. В последнем мы также сотрудничаем с Сингапурскими авиалиниями: мы создали дизайн кабин первого класса их новых самолётов, мы поставляем для них бокалы, туалетные принадлежности и многое другое. Эти направления чрезвычайно важны для нас, т.к. сегодня бренд Lalique представляет собой не производство хрусталя, а стиль жизни. Поэтому, с одной стороны, мы тесно сотрудничаем с такими брендами как Bentley и Montblanc, и с другой стороны — с известными производителями алкогольной продукции, например, The Macallan и Beluga. Для нас это возможность повысить узнаваемость бренда. Кроме того, мы работаем с известными личностями, такими как Элтон Джон, для которого мы сейчас готовим крупный проект».
В 2018 году Lalique празднует свое 130-летие. В честь этой даты Главный редактор glossymag.ru Виктор Гостищев встретился с владельцем знаменитого французского бренда, чтобы задать несколько вопросов — в том числе и о десятилетии владения Сильвио империей, созданной Рене Лаликом.
Рене Лалик — не только большой художник, но и своеобразный провидец. Он, собственно говоря, совершил в мире прикладного искусства настоящую революцию.
Да, Рене Лалик действительно был пионером, и, скорее всего, он был уникален в этом смысле, потому что он был первым и в эпохе Art Nouveau, и в эпохе Art Déco.
Когда Вы впервые познакомились с искусством Lalique?
Я познакомился с его творчеством в детстве. Изделия Lalique были в коллекции моих родителей: 3-4 вазы и бокалы. Мой отец был коллекционером вина, у него в коллекции было много бокалов, в том числе бокалов Lalique. Так что моё первое знакомство с творчеством Рене Лалика произошло в возрасте 6-7 лет.
То есть это было частью Вашей юности?
Да, произведения Рене Лалика были на семейном столе.
Проще говоря, Lalique это — неотъемлемая часть Вашей жизни с самого ее начала?
Да, я вырос с этим, но в шесть лет я не подозревал, что стану владельцем всего Lalique.
Справка glossymag.ru: Сильвио Денц является не только владельцем Lalique, он также тесно работал с французским правительством над созданием Музея Рене Лалика, в экспозиции которого находятся уникальные исторические объекты, приобретенные у трех крупнейших коллекционеров Lalique. Сильвио передал музею во временное распоряжение значительную часть своей коллекции. По признанию самого Сильвио, это было счастливое стечение обстоятельств, которые в компании в шутку называют 3D: у одного коллекционера из Америки были долги (Debts), ещё один американец развёлся (Divorced), третьей D была смерть коллекционера (Death). Третья коллекция принадлежала Мари-Клод Лалик (1935 — 2003), которую она унаследовала от своего отца
Удивительно, я читал в Вашем интервью, что Вы приобрели эту компанию в день святого Валентина.
Да, верно.
Какой Вы видите в этом знак, если он существует в этой дате?
Мне кажется, что абсолютно всё в жизни имеет смысл и значение, и я очень верю в судьбу. Я не выбирал этот день, просто в этот момент уже был готов контракт. То же самое случилось, когда я отреставрировал виллу Рене Лалика — как только ресторан был готов, я сказал нашему менеджеру: «А теперь нам нужен шеф-повар». Буквально через два часа мне позвонил шеф и спросил, не нужен ли мне шеф-повар. Для меня, конечно, это было предопределено, и я понимаю, что так должно было случиться. И, как правило, это хорошие знаки.
Но знаки вообще окружают искусство Lalique. И я сейчас говорю даже не о его основателе, а о Lalique вообще. Это — большая галерея символов. Так ли это?
Основная воля провиедения заключалась в том, что Рене Лалик был очень талантливым художником, уникальным творцом, и в этом — основной знак судьбы, конечно же. Он творил флаконы в течение 45-ти лет своей жизни — всё началось ещё в конце XIX века, и умер он в 1945 году. За это время в истории человечества происходили разные вещи, случилось 2 войны. И все его творения, все его произведения отражают эти события. Какие-то из них, например, Belle Époque, — это весёлые произведения, а есть очень грустные.
В этом есть определённое противоречие, потому что, в принципе, эта художественная форма — по большому счёту посуда, ёмкость, но вышедшая за рамки утилитарности за счёт большого декоративного наследия. Пустой флакон духов Lalique так же прекрасен, как флакон наполненный.
Раньше парфюмерия производилась в безликих пробирках, а революционный подход Рене Лалика был именно в том, что он предложил взамен флаконы, которые были очень красивыми. Я не думаю, что затраты на пробирки или флаконы были сильно разными, но потребитель выбирал красоту, и в этом-то, собственно, и была идея и революционный подход Рене. Он создал нечто, против чего было невозможно устоять. Обаяние, очарование в каждой детали — рука к этому тянется, ты хочешь это иметь…
Ну, конечно же, всё это началось с того, что Рене Лалик был, прежде всего, ювелиром, и перенёс свое виденье изысканных форм и объемов на флаконы. Но сделал он это не в одиночку — у него был партнёр Франсуа Коти, который был также прекрасен, но в произведениях парфюмерных. Эта коллаборация двух великих художников и привела к тому, что мы можем сейчас наблюдать.
Наследие Lalique — особые форма, содержание, суть — требует определённого культурологического уровня. Но что делать с аудиторией совсем юной?
Понятно, конечно, что к историческим мотивам стремятся более взрослые наши покупатели. А для молодых мы изобретаем что-то другое. В 2019 году мы представим новую коллекцию для молодежи, даже подставки для iPhone.
В галерее образов Lalique много образцов, которые явно инспирированы искусством Азии, например, изображения Будды, священных карпов… Как вы развиваете Вашу марку на азиатском рынке?
Мы не навязываем рынкам никаких своих ценностей. Мы, прежде всего, слушаем их и спрашиваем у своих дистрибьюторов, что им нужно, чего бы им хотелось. И только после этого диалога мы что-то производим. Именно дистрибьюторы нам говорят: «мы хотим рыб, мы хотим медведей», и в каком цвете они их хотят. И для каждого конкретного рынка мы производим не один только предмет, а целую серию — в соответствии с их запросами, в том числе с участием какого-либо известного художника этого региона.
Меня впечатлила статуэтка Будды. Расскажите о ней.
Этот Будда был сделан 18 лет назад. Подобные скульптурные формы мы продаём по всему миру, нам необязательно везти их в Азию — например, они очень востребованы в Европе. Если же мы что-то собираемся производить исключительно для Азии, то мы, конечно же, согласуем это с нашим дистрибьютором, потому что это им продавать. И для нас очень важно сделать то, что им действительно подойдёт.
Расскажите про вкусы российских женщин.
Российские женщины обладают европейским вкусом, то есть они не хотят видеть в наших произведениях свои национальные орнаменты. Они стремятся к европейским брендам, им нравятся итальянские марки, в частности, Gucci. Поэтому мы совершенно не думаем, что мы должны что-то менять для них.
Русская женщина многие годы была лишена возможности иметь яркие, броские вещи. Это тоже нужно понимать.
Да, они были лишены этого многие годы. И сегодня те женщины, которые могут себе это позволить, к счастью, вновь обрели эту возможность.
В самом начале разговора мы говорили о том, что Рене Лалик был революционером, новатором… Какие революционные, новаторские идеи Вы предложите сегодня, например, на следующее десятилетие?
Мы обеспечили фабрику Lalique самым современным оборудованием, затем мы выстроили шесть различных линий, которые теперь совершенно по-другому представляют бренд. Сейчас мы говорим, что нам нужно привлечь к бренду молодёжь, и я надеюсь, что ближайших десяти лет мне хватит для того, чтобы это сделать (Смеется.) Сегодня у нас много молодых дизайнеров, что очень важно, и сейчас мы работаем над тем, чтобы этот бренд стал обычным брендом lifestyle, чтобы его узнавали, чтобы он был частью образа жизни, чтобы его стремились иметь у себя в доме, и т.д.
Справка glossymag.ru: важным этапом модернизации фабрики Lalique явилось приобретение электрической печи для лучшего качества хрусталя. Кроме того, были осуществлены инвестиции в новое литейное производство, обеспечивающее самостоятельные, ни от кого не зависящие процессы. За последнее 10-летие фабрика Lalique обрела новые станки в секции полировки, а также новые складские помещения. В планах Сильвио — новейшее стеклодувное оборудование для производства бокалов
То есть Вы хотите, чтобы больше людей имели такую жизнь, которую вы имели, когда вам было 6 лет?
Да, я хочу этого для всех. У меня в детстве была большая защита, я рос в защищённом мире. С одной стороны, это была очень маленькая деревушка, с другой стороны, я мог наслаждаться всеми этими прекрасными предметами. И, конечно же, я благодарен за свое детство. Безусловно, я хочу, чтобы каждый человек получил что-то подобное. Может быть, это была судьба, что те вещи, те предметы Lalique, которые я запомнил с детства, вернулись ко мне. Они несут в себе хорошую энергию, которую я очень ценю в своей жизни.