Сегодня мы поговорим с человеком, который прошел путь от успешного художника, фотографа, стилиста и нашел себя в ювелирном искусстве — Петром Аксеновым. Свою дебютную ювелирную коллекцию Петр представил еще в 2011, и с тех пор дело его идет весьма успешно. Основной мотив для творчества Аксенова-ювелира — культурное и историческое наследие России. Интересно, что же еще служит источником вдохновения для русского мастера? Аксенова я знаю с детства. И уже более десяти лет наблюдаю за его творческим развитием, в равной степени, как и он — за моей карьерой. С такими людьми, как Петр Аксенов, всегда есть о чем поговорить. И это очень приятно.
Петр, я была журналистом, затем PR-директором кинокомпании, после стала моделью и актрисой, так и ты, через фотографию, живопись, карьеру стилиста, пришел к тому, чтобы создавать ювелирные украшения…
Основная причина, по которой я стал создавать ювелирные украшения — это желание заниматься делом, которое было бы непосредственно связанно с нашей культурой, с нашей эстетикой, которое имело бы русские корни. Я очень долго был за границей — путешествовал и учился — и понял, что Россия со всей своей великой культурой, — это мои корни, мои истоки, мое вдохновение. Иными словами, «Отчизны голос — голос лучшей музы».
Творчество, основанное на культуре своей страны, несет позитивный характер. Когда я искал себя и думал, чем могу заняться, чтобы использовать свое культурное наследие, то задумывался о создании одежды, но, проанализировав, понял, что я не хочу этим заниматься. У меня много друзей среди русских дизайнеров и я понимаю, что это огромный труд и необходимость получения специального образования. К тому же любой дизайнер принадлежит индустрии, он не является художником в прямом смысле этого слова. Дизайнер должен следовать тенденциям моды. Есть, конечно, имена, как, например, Джон Гальяно, которые добились многого, хотя тот же Карл Лагерфельд, создавая вещи в рамках своей истории, своего вкуса, делает все для Chanel. Безусловно, мне как художнику хочется большей свободы. То, чем я сейчас занимаюсь, это то, что хочу делать именно я, и никто не сможет мне диктовать свои условия. В ювелирном искусстве ты паришь на крыльях свободы! Когда я стал заниматься ювелиркой, все мои другие увлечения отошли на задний план.
А твое богословское образование помогает ли тебе как-то в ювелирной работе? Как относится твой батюшка к твоему увлечению?
Богословское образование, оно фундаментальное. Для меня было важно его получить, и не факт, что тот путь, который я хотел пройти в своей жизни, для меня не будет пройден. Я не исключаю, что вернусь к этому через некоторое время. Мне нравится, что ювелирное дело не касается спорных вопросов между модой и духовностью. Сама ювелирка в церковном мире существует. К сожалению, 70 лет советской власти оставили неправильное представление о том, как должен выглядеть церковный человек. До революции и дворяне и крестьяне одевались красиво в церковь, ведь церковь не учит выглядеть замучено и бедно. Я думаю, что со временем я запущу церковную линию украшений.
Над чем ты работаешь сейчас?
Сейчас я создаю коллекцию «Российский Крым». Это интересно, поскольку Крым всегда был местом, где отдыхала семья Романовых в летней резиденции князей Воронцовых грандиозном Воронцовском дворце в Алупке. Занимаясь ювелиркой, ты сам себя образовываешь: ездишь по интересным местам, общаешься с историками, археологами, которые все тебе показывают и рассказывают много интересного. Грубо говоря, это еще одна возможность развивать себя дальше.
Да, почему у дворянского сословия много гениев? Потому что это люди, у которых была возможность заниматься самообразованием, постоянное самообразование очень важно.
Да, это идеальный способ вложения в себя, в создание своего мировоззрения. У нас настолько большой культурный бэкграунд — литература, музыка, балет — при этом столько сложных моментов в нашей истории — все это сделало нас великой страной и нацией. Все, что мы имеем в искусстве настолько высоко, что к этому хочется стремиться.
Многие сейчас уезжают из страны? Какие у тебя мысли на этот счет? Ты тот человек, который останется в стране и будет менять ее к лучшему?
Я никогда не думал об эмиграции, конечно, если она не вынужденная. Если нужно было бы выбирать страну для этого, наверное, это была бы Франция. Возможно, потому что я учился во Франции и в Париже, мне там спокойно, и я чувствую некую близость между нами и французами. Путешествовать и отдыхать я предпочитаю в Италии. В Лондоне — смотреть на государственное устройство структуру страны, которое утратили мы. Конечно, я бы не хотел покидать родину и, если бы мне предложили сотрудничество с иностранным брендом, я поработал бы, но вернулся обратно.
Последние пару лет, когда ты занялся активно ювелирным бизнесом, у тебя стало меньше провокаций и эпатажа в жизни, почему так происходит?
Я думаю дело в том, что я повзрослел, а все провокации были от того, что я просто искал себя. У меня мама иконописец, отец фотограф, и, по-молодости, из чувства протеста, я всегда хотел избавиться от некого груза и того, что в меня вложено. Я как будто был ослеплен чем-то, а сейчас прозрел и нашел себя. Я жалею времени, проведенного в обществе, с которым тогда общался, и признаю ошибки своей молодости.
Как говорят многие психологи, ты являешься тем, кто ты есть, не только благодаря своему образованию, но также ошибкам, которые ты совершал, и тому, через что ты прошел… Расскажи мне, что тебе на данный момент не нравится в себе.
С одной стороны, во мне есть некая мягкость, и я иду у людей на поводу. Зачастую это приводит не к самым положительным результатам.
А что не нравится в отношении других людей?
Мне, конечно, не совсем комфортно, когда я знаю, что человек меня недолюбливает, это его право. Самое главное сохранить нейтралитет. Меня поражают другие моменты… Когда человек относится к тебе плохо и нарочито это показывает. Или еще хуже, когда люди лицемерно кидаются на шею и показывают, как любят, а через пять минут нелестно обсуждают тебя за глаза. Но я не хочу сказать, что меня сильно волнует мнение людей обо мне, ведь ты не можешь быть всем мил. Я всегда первым делом исправляю свою ошибку и понимаю, что нужно хорошо относиться к людям.
Ты всегда выходишь в свет с разными девушками, я ни разу не видела тебя с постоянной девушкой?
В основном девушки, которые со мной ходят на мероприятия, — это мои подруги и клиентки. Ведь выход на светское мероприятие — это способ пообщаться, поскольку у меня не всегда на это есть время. А девушка, от которой я хочу детей, уж точно не должна ходить по таким мероприятиям. Только, если она работает в этой сфере. Как и любому творческому человеку, мне бы хотелось, чтобы моя жена помогала мне вести дела и являлась моей музой. Мое мнение светские тусовки не для семьи. Для меня важно выходить на мероприятия командой, мне не хочется личную жизнь проецировать на светское общество. Поэтому для меня выйти с новой знакомой или давней подругой не составляет проблем.
Расскажи о своей семье.
Мои родители не любят выставлять себя на показ. У меня есть сводные братья и сестры по отцу. Они очень со мной близки, и я провожу с ними много времени. Помогаю не совершать ошибок, которые я совершал в своей жизни.
Ты часто добавляешь в Instagram совершенно разные образы: то ты фотографируешь лепнину, то ты в костюме в театре, а вот фотографии в спорт зале несколько выбиваются из общего образа. Это что, тоже своего рода эпатаж?
Возможно, я эпатирую, но, скорее, пропагандирую то, что считаю нужным для нашей страны. Я могу поделиться фото из церкви, могу и из клуба. Самое главное, чтобы атмосфера была мне близка. Мой внутренний мир — это спорт, церковь, культурная жизнь. Это меня цепляет. Мне жаль, но молодые люди совсем не занимаются спортом. Я всегда занимался спортом, балетом, русскими народными танцами, конькобежным спортом. Физическая культура — для меня это отдых. Я против того, чтобы люди добавляли фотографии того, что им не нравится. Нужно своим поведением и действиями подавать хороший пример.