Четверг, 21 ноября, 2024

Трактат о драгоценностях

Неофиту, человеку неискушенному в ювелирном вопросе, порой кажется, что все великие драгоценные марки работают по одному определенному шаблону. Мол, все бренды совершенно одинаковы. Посмотрите внимательно! Везде одно и то же: бриллиантовые цветы, сапфировые бабочки, рубиновые звезды, изумрудные змеи, аквамариновые банты, ленты из голубых топазов… Однако, это совсем не так. Каждая значимая и, тем более, историческая драгоценная компания имеет свой портрет, собственную философию, свои персональные коды, свой ДНК.

Если говорить проще, то, к примеру, французский дом Van Cleef & Arpels, основанный в 1906 году в Париже, никогда не сделает драгоценных змей, какие есть у Boucheron и Bvlgari. В свою же очередь, замечательная марка Pomelatto, рожденная в Милане в 1967-м, никогда не создаст ювелирного кутюра (бантов, лент, воротничков из золота, с драгоценными камнями), который в изобилии есть у Van Cleef & Arpels. С философии именно этой компании мы и начнем наше повествование.

Ее Светлейшее Высочество Княгиня Монако Грейс в украшениях Van Cleef & Arpels
Ее Светлейшее Высочество Княгиня Монако Грейс в украшениях Van Cleef & Arpels, подаренных мужем, князем Монако Ренье III в 1956 году

У Van Cleef & Arpels вся драгоценная идеология надежно построена вокруг по-французски изящной любовной сказки со счастливым концом, то есть свадьбы. В универсуме компании удивительные бабочки парят над прекрасными редкими цветами, ювелирное кружево сменяют ювелирные банты и ленты. В мире Van Cleef & Arpels красивая принцесса счастливо выходит замуж за любимого и влюбленного принца. С точки зрения эмоций фирменные коды этой марки спокойные, почти бесстрастные, у них априори заложен успех личного счастья, которое обязательно наступит и даже не стоит за него бороться. У Van Cleef & Arpels нет фатализма, нет драмы, нет неразделенной роковой любви.

Van Cleef & Arpels, брошь из платины и желтого золота с бриллиантами и рубинами
Van Cleef & Arpels, брошь из платины и желтого золота с бриллиантами и рубинами, 1937 г.
Элизабет Тейлор в чокере Barquerolles
Элизабет Тейлор в чокере Barquerolles от Van Cleef & Arpels, 1971 г.
Van Cleef & Arpels, чокер-трансформер Barquerolles
Van Cleef & Arpels, чокер-трансформер Barquerolles из золота и бриллиантов с львиной головой в центре. Чокер можно превратить в два браслета

Зато у французского же дома Boucheron есть и драма, и запретная любовь. Бренд был создан в парижском Пале-Ройяль в 1854 году выдающимся ювелиром и предпринимателем Фредериком Бушроном. Благодаря своему искусству и дипломатическим способностям Бушрон смог добиться расположения, с одной стороны, претенциозных модных дам Второй Империи (включая императрицу Евгению), а, с другой, главных парижских куртизанок. К примеру, графиню Кастильоне, любимую любовницу императора Наполеона III.

Графиня ди Кастильоне
Графиня ди Кастильоне. Фотограф Пьер-Луи Пирсон

Традиционные сюжеты для Boucheron — это диковинные змеи, хамелеоны, чертополох, черные лебеди и павлины. Дом Boucheron, который, кстати, очень любили в царской России (сама императрица Александра Федоровна открывала в 1903-м петербургский магазин марки) делал ставку на изобретательную, опасную, но столь пронзительно красивую в этой своей опасности любовь. Она могла быть даже неразделенной, фатальной, роковой, смертельной: недаром историческим тотемом Boucheron является хищная опасная змея. Ювелирные украшения в форме змеи марка выпускает ежегодно.

Boucheron, колье «Царица ночи» 2008
Boucheron, колье «Царица ночи», 2008

Дом Cartier, созданный бывшим наполеоновским солдатом Луи-Франсуа Картье в Париже в 1847 году, имеет самую сложную философию среди всех остальных драгоценных марок. В Cartier сполна уделяют внимание европейскому традиционализму — в великолепном белоснежном стиле «гирлянда», представленном в 1902 году.

Cartier, тиара: платина и бриллианты
Cartier, тиара: платина и бриллианты, 1902 г.

В то же самое время великая компания любит и хорошо понимает Восток — Японию, Китай, Индию (это драгоценности 1920-1930-х годов). У Cartier можно найти предметы в стиле ар-деко, хиппи и даже диско. Компания одинаково успешна как в ювелирной флористике (коллекции «Орхидеи», «Кактусы»), так и драгоценной анималистике (культовая линия «Пантера»). Марка состоятельна как в часовом, так и в ювелирном искусстве и бизнесе. Эстетические промахи Cartier можно сосчитать по пальцам одной руки. И дело не в везении, а в исключительном трудолюбии и преданности идеалам совершенства.

Герцогиня Виндзорская (Уоллис Симпсон) на вилле Трианон в Версале, 1949 г
Герцогиня Виндзорская (Уоллис Симпсон) на вилле Трианон в Версале, 1949 г.; На Герцогине брошь Cartier «Пантера» с 152-каратным сапфировым кабошоном, приколотая к поясу ее платья
Брошь Cartier «Пантера»
Cartier, брошь в виде золотой пантеры, покоящейся на сапфире весом 152,35 карата, 1949 г.

Идеология Cartier стоит не на определенном стиле, а на определенном способе работы. Это дом-перфекционист. Ювелиры марки всегда ставят перед собой все новые и новые задачи по техническому и эстетическому совершенству. Они привыкли делать невозможные, немыслимые вещи. Они привыкли удивлять и покорять своими вершинами и горизонтами. Недаром говорят, что Cartier — это кузница будущих тенденций. Иными словами: то, что сделал Cartier сегодня, сделают и все остальные дома, но уже — послезавтра. Итак, идеология Cartier — эстетический и технический перфекционизм и идеализм.

Cartier, браслет: платина, хрусталь, бриллианты
Cartier, браслет: платина, хрусталь, бриллианты, 1930 г.

Французский ювелирный дом Chaumet воспевает французское ювелирное искусство, а также симметричные стили ампир и ар-деко. Основатель этого дома, Мари-Этьен Нито был ювелиром самого императора Наполеона Бонапарта, а также двух его жен — Жозефины де Богарне и австрийской принцессы Марии-Луизы.

Chaumet, украшения из коллекции Joséphine Aigrette
Chaumet, украшения из коллекции Joséphine Aigrette

О славной наполеоновской истории в Chaumet никогда не забывали. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Chaumet много лет был единственным производителем тиар, диадем и эгретов. Все важные коллекции марки отсылают к государству по имени Франция. Это исключительно тонкие французские вещи, понимать которые способны немногие (так, к примеру, этот дом никак и никогда не был представлен на важном с точки зрения бизнеса американском рынке). А лучшая ювелирная коллекция компании — возвышенная «Жозефина», украшения которой копируют историческую бриллиантовую тиару императрицы.

браслет и обручальное кольцо Joséphine Aigrette, солитер Joséphine Splendeur Impériale Chaumet
Chaumet, браслет и обручальное кольцо Joséphine Aigrette, солитер Joséphine Splendeur Impériale

Американский дом Tiffany & Co. — единственный ювелирный дом, способный сражаться с «драгоценными» европейцами. У Tiffany & Co. есть своя философия — это семейные вещи, украшения для ухаживания, свадьбы и появления потомства (речь идет о серебряных ложках «на первый зубик» и о детском фарфоре).

Одри Хепберн в колье Tiffany & Co.
Одри Хепберн в колье Tiffany & Co. Ribbon Rosettec, созданном Жаном Шлюмберже
Tiffany & Co., колье из драгоценных лент с желтым бриллиантом Tiffany Diamond
Tiffany & Co., колье из драгоценных лент с желтым бриллиантом Tiffany Diamond, созданное Жаном Шлюмберже

В то же время философией марки стоит считать и определенный стиль деятельности. В Tiffany & Co. приглашают к работе многих талантливых дизайнеров. Это и пышный Жан Шлюмберже, и серебро от авангардистки Эльзы Перетти, и помпезные ювелирные вещи Паломы Пикассо, определившие стиль целого десятилетия — 1980-х годов. В Tiffany & Co. будут рады и архитекторам, среди самых известных — Френк Гери, создававший свои ювелирныe линейки для марки более 15 лет. Такая «всеядность» только идет на пользу: каждый может найти в Tiffany & Co. украшение, часы, кожаную сумку или фарфор — по своему бюджету и вкусу.

Жан Шлюмберже, Одри Хепберн в колье Tiffany & Co.
Жан Шлюмберже, Одри Хепберн в колье Tiffany & Co. Ribbon Rosettec

Швейцарская марка Piaget, появившаяся в Женеве в 1874-м, работает как в сложном часовом сегменте, так и в сфере high jewellery («высокого ювелирного искусства»). У марки нет крайне важных архивов периода ар-нуво и ар-деко (в те времена в Piaget выпускали только детали для часовых механизмов), поэтому идеологическая ставка здесь делается на стиль jet set 1960-х годов, сюрреализм (с Piaget работал сам Сальвадор Дали) и стиль диско. Все указанные стили изучены дизайнерами и часовщиками Piaget с истинно швейцарской доскональностью и дотошностью. Это сытые, правильные вещи, носить такие могут люди с круглым счетом в швейцарском банке.

Джессика Честейн в украшениях Piaget: браслет и кольцо Blue Ice
Джессика Честейн в украшениях Piaget: браслет и кольцо Blue Ice с сапфирами

И, наконец, великий итальянский дом Bvlgari, созданный греком Сотирио Булгари в Риме в 1884 году. Это дом, который, с одной стороны, ориентирован на титанические античные ювелирные образцы (Древняя Греция, Древний Рим), а, с другой, это самая американская из всех европейских драгоценных марок.

Софи Лорен в украшениях Bvlgari
Софи Лорен в украшениях Bvlgari, 1962 г.

Украшения и ультратонкие часы Bvlgari любят (и всегда любили) в славном Голливуде. Главной клиенткой и музой здесь заслуженно считается жгучая красавица Элизабет Тейлор.

Bvlgari, браслет-часы Serpenti, принадлежавшие Элизабет Тейлор, 1961 г.
Bvlgari, браслет-часы Serpenti, принадлежавшие Элизабет Тейлор, 1961 г.

Сакральный символ дома — змея (это и ювелирные часы Serpenti, и тематические украшения). Вещи Bvlgari часто снимаются в важных фильмах: например, в «Казино» Мартина Скорсезе. В США эта марка престижна больше, чем «сам» дом Cartier. Итак, философия Bvlgari — это титанические «античные» вещи, способные быть современными и историческими одновременно.

Bvlgari, часы Serpenti Misteriosi secret
Bvlgari, часы Serpenti Misteriosi secret с 3605 бриллиантами, 226 жемчужинами Акойя и изумрудами

Не пропустите