Неофиту, человеку неискушенному в ювелирном вопросе, порой кажется, что все великие драгоценные марки работают по одному определенному шаблону. Мол, все бренды совершенно одинаковы. Посмотрите внимательно! Везде одно и то же: бриллиантовые цветы, сапфировые бабочки, рубиновые звезды, изумрудные змеи, аквамариновые банты, ленты из голубых топазов… Однако, это совсем не так. Каждая значимая и, тем более, историческая драгоценная компания имеет свой портрет, собственную философию, свои персональные коды, свой ДНК.
Если говорить проще, то, к примеру, французский дом Van Cleef & Arpels, основанный в 1906 году в Париже, никогда не сделает драгоценных змей, какие есть у Boucheron и Bvlgari. В свою же очередь, замечательная марка Pomelatto, рожденная в Милане в 1967-м, никогда не создаст ювелирного кутюра (бантов, лент, воротничков из золота, с драгоценными камнями), который в изобилии есть у Van Cleef & Arpels. С философии именно этой компании мы и начнем наше повествование.
У Van Cleef & Arpels вся драгоценная идеология надежно построена вокруг по-французски изящной любовной сказки со счастливым концом, то есть свадьбы. В универсуме компании удивительные бабочки парят над прекрасными редкими цветами, ювелирное кружево сменяют ювелирные банты и ленты. В мире Van Cleef & Arpels красивая принцесса счастливо выходит замуж за любимого и влюбленного принца. С точки зрения эмоций фирменные коды этой марки спокойные, почти бесстрастные, у них априори заложен успех личного счастья, которое обязательно наступит и даже не стоит за него бороться. У Van Cleef & Arpels нет фатализма, нет драмы, нет неразделенной роковой любви.
Зато у французского же дома Boucheron есть и драма, и запретная любовь. Бренд был создан в парижском Пале-Ройяль в 1854 году выдающимся ювелиром и предпринимателем Фредериком Бушроном. Благодаря своему искусству и дипломатическим способностям Бушрон смог добиться расположения, с одной стороны, претенциозных модных дам Второй Империи (включая императрицу Евгению), а, с другой, главных парижских куртизанок. К примеру, графиню Кастильоне, любимую любовницу императора Наполеона III.
Традиционные сюжеты для Boucheron — это диковинные змеи, хамелеоны, чертополох, черные лебеди и павлины. Дом Boucheron, который, кстати, очень любили в царской России (сама императрица Александра Федоровна открывала в 1903-м петербургский магазин марки) делал ставку на изобретательную, опасную, но столь пронзительно красивую в этой своей опасности любовь. Она могла быть даже неразделенной, фатальной, роковой, смертельной: недаром историческим тотемом Boucheron является хищная опасная змея. Ювелирные украшения в форме змеи марка выпускает ежегодно.
Дом Cartier, созданный бывшим наполеоновским солдатом Луи-Франсуа Картье в Париже в 1847 году, имеет самую сложную философию среди всех остальных драгоценных марок. В Cartier сполна уделяют внимание европейскому традиционализму — в великолепном белоснежном стиле «гирлянда», представленном в 1902 году.
В то же самое время великая компания любит и хорошо понимает Восток — Японию, Китай, Индию (это драгоценности 1920-1930-х годов). У Cartier можно найти предметы в стиле ар-деко, хиппи и даже диско. Компания одинаково успешна как в ювелирной флористике (коллекции «Орхидеи», «Кактусы»), так и драгоценной анималистике (культовая линия «Пантера»). Марка состоятельна как в часовом, так и в ювелирном искусстве и бизнесе. Эстетические промахи Cartier можно сосчитать по пальцам одной руки. И дело не в везении, а в исключительном трудолюбии и преданности идеалам совершенства.
Идеология Cartier стоит не на определенном стиле, а на определенном способе работы. Это дом-перфекционист. Ювелиры марки всегда ставят перед собой все новые и новые задачи по техническому и эстетическому совершенству. Они привыкли делать невозможные, немыслимые вещи. Они привыкли удивлять и покорять своими вершинами и горизонтами. Недаром говорят, что Cartier — это кузница будущих тенденций. Иными словами: то, что сделал Cartier сегодня, сделают и все остальные дома, но уже — послезавтра. Итак, идеология Cartier — эстетический и технический перфекционизм и идеализм.
Французский ювелирный дом Chaumet воспевает французское ювелирное искусство, а также симметричные стили ампир и ар-деко. Основатель этого дома, Мари-Этьен Нито был ювелиром самого императора Наполеона Бонапарта, а также двух его жен — Жозефины де Богарне и австрийской принцессы Марии-Луизы.
О славной наполеоновской истории в Chaumet никогда не забывали. Об этом говорит хотя бы тот факт, что Chaumet много лет был единственным производителем тиар, диадем и эгретов. Все важные коллекции марки отсылают к государству по имени Франция. Это исключительно тонкие французские вещи, понимать которые способны немногие (так, к примеру, этот дом никак и никогда не был представлен на важном с точки зрения бизнеса американском рынке). А лучшая ювелирная коллекция компании — возвышенная «Жозефина», украшения которой копируют историческую бриллиантовую тиару императрицы.
Американский дом Tiffany & Co. — единственный ювелирный дом, способный сражаться с «драгоценными» европейцами. У Tiffany & Co. есть своя философия — это семейные вещи, украшения для ухаживания, свадьбы и появления потомства (речь идет о серебряных ложках «на первый зубик» и о детском фарфоре).
В то же время философией марки стоит считать и определенный стиль деятельности. В Tiffany & Co. приглашают к работе многих талантливых дизайнеров. Это и пышный Жан Шлюмберже, и серебро от авангардистки Эльзы Перетти, и помпезные ювелирные вещи Паломы Пикассо, определившие стиль целого десятилетия — 1980-х годов. В Tiffany & Co. будут рады и архитекторам, среди самых известных — Френк Гери, создававший свои ювелирныe линейки для марки более 15 лет. Такая «всеядность» только идет на пользу: каждый может найти в Tiffany & Co. украшение, часы, кожаную сумку или фарфор — по своему бюджету и вкусу.
Швейцарская марка Piaget, появившаяся в Женеве в 1874-м, работает как в сложном часовом сегменте, так и в сфере high jewellery («высокого ювелирного искусства»). У марки нет крайне важных архивов периода ар-нуво и ар-деко (в те времена в Piaget выпускали только детали для часовых механизмов), поэтому идеологическая ставка здесь делается на стиль jet set 1960-х годов, сюрреализм (с Piaget работал сам Сальвадор Дали) и стиль диско. Все указанные стили изучены дизайнерами и часовщиками Piaget с истинно швейцарской доскональностью и дотошностью. Это сытые, правильные вещи, носить такие могут люди с круглым счетом в швейцарском банке.
И, наконец, великий итальянский дом Bvlgari, созданный греком Сотирио Булгари в Риме в 1884 году. Это дом, который, с одной стороны, ориентирован на титанические античные ювелирные образцы (Древняя Греция, Древний Рим), а, с другой, это самая американская из всех европейских драгоценных марок.
Украшения и ультратонкие часы Bvlgari любят (и всегда любили) в славном Голливуде. Главной клиенткой и музой здесь заслуженно считается жгучая красавица Элизабет Тейлор.
Сакральный символ дома — змея (это и ювелирные часы Serpenti, и тематические украшения). Вещи Bvlgari часто снимаются в важных фильмах: например, в «Казино» Мартина Скорсезе. В США эта марка престижна больше, чем «сам» дом Cartier. Итак, философия Bvlgari — это титанические «античные» вещи, способные быть современными и историческими одновременно.