Первый человек, которого видит пассажир, ступая на борт воздушного судна, — это стюардесса. И, конечно, поговорка «встречают по одежке» здесь как нельзя кстати. Элегантная, ухоженная, красивая бортпроводница в оригинальном фирменном костюме должна создавать впечатление о высочайшем качестве сервиса компании, услуги которой она представляет, а также, внушать пассажирам спокойствие и уверенность в том, что полет пройдет хорошо. «Небесные ласточки», обслуживающие авиаперелёты, особенно международные, считаются лицом не только авиакомпании, но и всей страны, поэтому униформа является предметом особого внимания руководства. Некоторые авиакомпании подходят к вопросу формы для своих сотрудников очень ответственно, поручая её дизайн именитым кутюрье и модельерам. Дизайнеры, среди которых были Коко Шанель, Кристиан Диор, Эмилио Пуччи, Кристиан Лакруа и другие, разрабатывали впечатляющие коллекции формы бортпроводниц для разных профессиональных обязанностей, а также погодных явлений. Мы собрали самые интересные и запоминающиеся примеры униформы, которую носили бортпроводницы различных стран и авиакомпаний за всю историю гражданской авиации.
Braniff International Airlines
В середине 1960-х годов руководство небольшой авиакомпании Braniff International Airlines решило разрушить стереотип, согласно которому стюардессы должны одеваться скромно, даже чопорно, и пригласило Эмилио Пуччи, прославившегося своими яркими психоделическими принтами.
Первая же коллекция Эмилио Пуччи для Braniff произвела сенсацию: бортпроводницам предлагалось надевать нейлоновые блузки, салатовые сапожки с контрастными красными полосами, брючные костюмы (дизайнер первым решился предложить стюардессам брюки) фиолетовых и розовых оттенков с рисунками в виде ромбов и хиппи-гитар, а также пластиковые шлемы вместо привычных пилоток. Критики тут же заявили, что этим шлемам место не в самолете, а в космической ракете, но Эмилио Пуччи возразил, что у них есть и своя практическая ценность: шлемы защищают прически стюардесс на сильном ветру.
Дизайнер продумал все до малейших деталей: начиная с перчаток (чтобы холеные ручки бортпроводниц не мерзли от перепада температур) и заканчивая поясами с шелковыми кистями. В общей сложности, в период с 1965 по 1974 год, дизайнер разработал для авиакомпании Braniff 6 коллекций.
United Airlines
Знаменитый голливудский дизайнер Жан Луи (Jean Louis) стал первым приглашенным модельером, создавшим униформу для стюардесс United Airlines. Перед художником встала задача «перещеголять» конкурентов, среди которых назывались Pan Am, TWA и Braniff.
В мире нет причин, по которым стюардессы должны выглядеть как командиры танков.
Контракт, заключенный United Airlines с Жаном Луи, стал сенсационным для авиационной отрасли того времени и составил три миллиона долларов. Уникальный для своего времени гардероб получили около 4500 стюардесс United Airlines.
Форма состояла из четырех платьев, летних и зимних пальто и шапок, модных сапог до колен, туфель и летного платья. Каждой стюардессе было выдано платье кораллово-красного цвета с теплой белой полосой, проходящей вокруг шеи и спереди, и синее платье с молочной полосой. Комплект униформы различался в зависимости от направления полета. Например, во время рейса на Гавайи стюардессы были одеты в форму с ярким колоритным принтом «Гавайский закат».
Кораллово-красное мини с контрастными молочными полосами и шляпка-оверсайз — одна из самых смелых и запоминающихся униформ стюардесс XX-века.
Pacific Southwest Airlines
Наиболее сексуальным периодом авиационной моды стали 1970-е годы, когда в гардеробе стюардесс появились короткие облегающие платья, мини-шорты и высокие сапоги.
Маэстро Валентино Гаравани поступил заказ на изготовление «игривой» униформы для бортпроводниц, с целью улучшить сложное финансовое положение техасской авиакомпании Southwest Airlines.
Ошеломляющие скидки и навязчивые рекламные кампании Southwest Airline значительно уступали в эффективности стройным и длинным ножкам стюардесс, облаченным в короткие шорты в тандеме с высокими белыми сапогами на шнуровке.
Air Canada
Униформа авиакомпании Air Canada, созданная дизайнером Лео Шевалье (Leo Chevalier), не подчинялась строгим правилам. Стюардессы могли выбрать все, что угодно из 51 предмета гардероба, ориентируясь на собственные предпочтения.
Среди предлагаемых элементов униформы были и брюки, что несомненно характеризует эту униформу как прогрессивную. Очень часто фотографиями этой коллекции Air Canada иллюстрируется стиль 70-х как таковой.
Olympic Airways
В июле 1956 года Аристотель Онассис приобрел у правительства Греции национальную авиакомпанию, которую переименовал 6 апреля 1957 в Olympic Airways. Зная толк в роскоши, Онассис превратил свой авиапарк в летающие дворцы с непревзойденным уровнем сервиса. Фарфор, хрустальная посуда и дизайнерская униформа во всех классах обслуживания.
С 1966 по 1968 дизайнером формы для бортпроводников авиакомпании Olympic Airways была сама Габриэль Шанель. Ее форма состояла из строгого жакета с накладными карманами, элегантного воротника-банта, юбки на два пальца выше колена (любимая длина Габриэль Шанель) и небольшой шляпки-таблетки, которую было принято носить ровно на затылке.
В 1969-1971 гг. автором формы для бортпроводников авиакомпании Olympic Airways стал Пьер Карден. Это было время, когда Карден уже создал «Барбареллу» с Джейн Фонда и его творчество стало крайне футуристичным.
Его форма для бортпроводниц Olympic Airways состояла из мини-платья светло-голубого цвета с белыми вставками, кейпа и модного дамского чепчика. Несмотря на очевидный контраст с предыдущей классической униформой Chanel, коллекция удивительным образом какое-то время сосуществовала со своей знаменитой предшественницей.
American Airlines
Дизайнер Леонард Фишер пытался вызвать дух новаторства своей коллекцией форм для стюардесс American Airlines в 1971-74 гг. Форма состояла из платья одного цвета с короткими рукавами либо кокеткой сверху. Платья были красного, белого или голубого цвета с контрастной отделкой. Сверху платья можно было надеть жакет того же оттенка.
Возможно, самым запоминающимся элементом этой формы стал жакет с цветочными узорами, надеваемый поверх платья во время подачи обедов. Отделанный рюшами белый наряд был украшен узорами маков, васильков, маргариток и колосьев пшеницы.
Hughes Airwest
В начале 70-х американский художник и дизайнер Марио Армонд Зампарелли (Mario Armond Zamparelli) заключил контракт с Говардом Хьюзом на создание нового имиджа, а также форм для стюардесс для новоприобретенной компании Хьюза Hughes Airwest.
Кейп с капюшоном в желтом оттенке с синими контрастными элементами в сопровождении желтых сапог выглядели ярко и броско.
Air France
Стюардессы Air France исторически считались самыми элегантными. Возможность разрабатывать униформу для девушек, работающих на международных французских авиалиниях, боролись крупнейшие модные Дома. Одна из впечатляющих коллекций униформы для Air France была создана в стенах Christian Dior в 1962 году.
Перфекционист дизайнер Кристобаль Баленсиага специально прописал в своем контракте с авиакомпанией Air France пункт, согласно которому каждый костюм его авторства будет подгоняться по фигуре конкретной стюардессы. Кроме того, он придумал так называемый «зимний» костюм, не позволявший мерзнуть девушкам, даже если им предстояло лететь в февральскую стужу в Осло. Темно-синий комплект из шерсти дополняла шапочка, напоминающая жокейскую, и крупный черный бант. А летний вариант костюма состоял из жакета с укороченным рукавом в пастельных оттенках.
В 2005 году автором формы для Air France стал французский модельер Кристиан Лакруа. Темно-синий костюм с ярко-красным поясом с бантом отличался крайне элегантным силуэтом. По свидетельству современников, когда по зданию терминала шли стюардессы Air France в новой форме, то толпа сразу расступалась, а гул аэропорта становился тише. Всего в эту форму было одето около 36 000 стюардесс Air France.
Union de Transports Aériens
Конкурентом Air France в 60-е была авиакомпания Union de Transports Aériens, выполнявшая, в том числе, межконтинентальные полеты. Для создания коллекции униформы стюардесс UTA был приглашен Пьер Карден, который представил комплекты в двух сочетаниях: темно-синем цвете авиакомпании с акцентами зеленого цвета и в нежно-розовом с белыми деталями.
Фирменным знаком Кардена стал круглый карман в стиле высокой моды как дань его преклонения перед геометрическими элементами.
Iberia Airline
С 1972 по 1989 годы униформой команды бортпроводников Iberia Airline занимался дизайнер Элио Берханьер (Elio Berhanyer). Почти за 20 лет творчества коллекция была полностью обновлена несколько раз. В каждой из них Берханьер не забывал ни о корпоративных цветах, ни о цветах испанского флага, смело использовал геометричные рисунки, умело работал с длинами форменных юбок. Но среди изобилия предложенных образов особняком стоит комплект, разработанный дизайнером в 1982 году.
В состав форменной одежды Iberia Airline 1983 года кроме форменного плаща, костюма-двойки вошло неожиданно хрупкое платье со строгим, но свежим орнаментом. Удивительную женственность образа дополнили темно-синий берет и яркий шелковый шарф, соответствующий цветам отделки комплекта.
Qantas Airways
Униформа, созданная Ивом Сен-Лораном для Qantas Airways, выделялась неожиданным принтом в виде кенгуру (кстати, неформальное название австралийской авиакомпании — «Летающий кенгуру»), пиджаками с преувеличенно крупными лацканами и плечевыми накладками, броскими аксессуарами.
Korean Airlines
Для редизайна своей униформы в 2005 году авиакомпания выбрала Джанфранко Ферре, которого еще называют «итальянским архитектором от моды». Этот проект стал одним из последних для Джанфранко.
Мне хотелось сделать одежду легкой и практичной. Униформа — важная составляющая имиджа компании, поэтому эта коллекция должна была быть элегантной.
Джанфранко Ферре создал вневременной ансамбль, сочетая белый, кремовый и небесно-голубой: стюардессы больше напоминают членов команды космического корабля, чем экипаж самолета. Воздушный шарф дизайнер назвал главным элементом костюма, способным подчернуть изящество женской шеи, а длинная шпилька в волосах — придает образу тонкий элемент аутентичности.
Thai Airways
Тайские авиалинии прославились не только высоким качеством сервиса, но и необыкновенной красоты униформой. Нежные фиолетовые оттенки с перламутровым отливом в одежде и слоган «Мягкая как шелк». Все стюардессы Thai Airways прикалывают свежий цветок орхидеи на лацкан. Во время длинных перелетов тайские стюардессы иногда меняют один цвет формы на другой, чтобы разнообразить атмосферу на борту.
Tap Air Portugal
Очень выразительная форма у португальского авиаперевозчика: ярко-красные жакеты, черные юбки, салатовые блузки и шарфики. Авторы формы, местные дизайнеры Мануэль Алвис и Хосе Мануэль Гонсалвиш, старались передать последние тенденции португальской моды, а их задачей было создать одежду, сочетающую стиль и практичность.
Аэрофлот
Костюмы, которые вы видите на стюардессах Аэрофлота сейчас, — дело рук российского дизайнерского дуэта Bunakova Hokhloff (Юлия Бунакова и Евгений Хохлов). В 2013 году униформу Аэрофлота признали самой стильной в Европе! А между тем это стопроцентно узнаваемая классика: приталенный двубортный пиджак цвета «красный мандарин», плотно облегающая фигуру юбка-карандаш и ярко красные туфли на высоком каблуке.
Британская певица Софи Эллис-Бекстор так впечатлилась нарядами наших бортпроводниц, что сначала поделилась их фото в Твиттере, а потом каким-то образом выпросила себе такой же экземпляр. «Самые настоящие 1960-е, ужасно стильно! — восхищалась она. — У меня есть даже их пилотка, перчатки и шарф!»
Virgin Atlantic
В 2014 году в алое переоделись и стюардессы Virgin Atlantic. Выразительный англосаксонский образ был создан британским дизайнером Вивьен Вествуд, которая взяла за основу формы собственный жакет Bettina из 90-х, юбку-карандаш и асимметричную блузку с драпированным вортником.
Модельер взяла за цветовую основу комплекта фирменный красный цвет авиакомпании, но несколько видоизменив его для большего эффекта и легкого гротеска, присущего марке Vivienne Westwood.
Hainan Airlines
Дизайнер Лоренс Сюй (Laurence Xu) представил форму для авиакомпании Hainan Airline на Парижской неделе моды в 2017 году.
Вдохновлённая традиционным китайским нарядом «Чёнсам» (Cheongsam), униформа представляет собой сочетание современных модных тенденций в западном стиле и традиционных элементов китайского искусства, таких как изображения волн, облаков и китайской мифической птицы Рух.