Четверг, 21 ноября, 2024

Марсель Буссак и Кристиан Диор: история двух гениев, создавших дом Christian Dior

Кристиан Диор — человек, определивший лицо французской моды послевоенной эпохи. Он был величайшим дизайнером своего времени, создал революционный New Look, основал собственный модный дом и был настоящим любимцем европейских и голливудских знаменитостей. Своими платьями, аксессуарами и духами Кристиан вскружил голову Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Марлен Дитрих и тысячам других женщин, которые ощущали себя принцессами. Но мало кто знает, что Диор во многом обязан не только своему таланту, но и текстильному магнату Марселю Буссаку.

Непростая судьба и богатство благодаря женщинам

Еще в детстве цыганка предсказала маленькому Кристиану непростую судьбу, но с богатством, которое придет благодаря женщинам. Все именно так и получилось. Именно женщины, для которых Диор создавал свои коллекции, принесли ему известность и состояние. Но ждать этого момента пришлось довольно долго — 42 года. Путь Кристиана в мир моды был тернистым и извилистым.

Кристиан Диор в детстве

Кристиан Диор в детстве

Кристиан — второй ребенок из пятерых детей в очень состоятельной семье. Его отец разбогател на торговле химическими удобрениями. Каждый ребенок в семье получил достойное образование и ни в чем не нуждался. Длительное время семья Диор жила на вилле Les Rhumbs — красивом особняке на скале напротив Нормандских островов недалеко от Мон-Сен-Мишель, всего в одном километре от центра Гранвиля. Вилла была построена судовладельцем Беустом в конце девятнадцатого века и названа им в честь морского термина «румб», обозначающего розу ветров, разделенную на 32 ромба, символ, который был использован в виде мозаичного орнамента на полу в одном из входов в дом. Семья Диор купила этот величественный дом с зимним садом в парке в 1905 году.

Вилла Les Rhumbs, 1930-е гг.

Вилла Les Rhumbs, 1930-е гг.

Когда Кристиану исполнилось 10 лет, родители решили переехать в шумный Париж. Но дом, в котором было проведено детство, навсегда останется в памяти и сердце Диора, как элемент спокойствия, красоты, уюта и умиротворения. Кутюрье будет воспроизводить дух Гранвиля и Les Rhumbs во многих своих творениях.

У меня самые нежные и удивительные воспоминания… о доме моего детства. Я бы даже сказал, что моя жизнь и мой стиль почти всем обязаны его месту и архитектуре.

Кристиан Диор

Начальное образование Кристиан получил дома, и, по настоянию родителей, готовился к дипломатической карьере. Диор мечтал стать художником, но был вынужден поступить в Свободную школу политических наук. На этом политическая деятельность будущего кутюрье закончилась. Параллельно с учебой в политической школе Кристиан посещал музеи, учился музыкальной композиции и истории живописи, заводил знакомства в мире искусства.

Семья Кристиана Диора: мать Мари-Мадлен Жюльетта Мартен, отец Александр Луи Морис Диор, Кристиан Диор, сестра Жаклин, братья Бернар и Реймонд и младшая сестра Катрин

Семья Кристиана Диора: мать Мари-Мадлен Жюльетта Мартен, отец Александр Луи Морис Диор, Кристиан Диор, сестра Жаклин, братья Бернар и Реймонд и младшая сестра Катрин

Черная полоса

В 1928 году Диор вместе с другом Жаном Бонжаком на деньги отца открыл художественную галерею, где с успехом выставлялись работы Андре Дерена, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Диор был счастлив стать частью искусства. Бизнес развивался стремительно, но из-за экономического кризиса галерею пришлось закрыть. В одночасье Кристиан остался без работы и средств к существованию. Череда неудач на этом не закончилась: у его брата обнаруживается психическая болезнь, в 1931 его мать умирает от сепсиса, отец в одночасье разоряется, заболевает туберкулезом и в 1932 году продает виллу Les Rhumbs… На фоне невзгод у Кристиана развивается тяжелая депрессия, и, как и у отца, обнаруживается туберкулез. В течение нескольких лет Диор влачит почти нищенское существование и хватается за любую работу.

После нескольких лет безработицы, депрессии и борьбы с болезнью Кристиан находит приют у своего близкого друга Жана Озенна. Благодаря ему Диор создает свои первые эскизы шляпок и костюмов, которые публикуются в модных журналах. В 1938 году на них обращает внимание известный модельер Роберт Пиге. Кутюрье предлагает Кристиану сотрудничество, но Вторая мировая война вносит в планы свои коррективы. Кристиан вместе с сестрой Катрин уезжают из осажденного Парижа в Прованс, в сельский дом отца, где сажают овощи и ухаживают за розовым полем.

К работе Кристиан возвращается только в 1941 году: его принимают на работу в модный дом Люсьена Лелонга. Уже через год Диор создает небольшую, но собственную парфюмерную лабораторию, выросшую впоследствии в компанию Christian Dior Perfume.

Работая у Люсьена Лелонга, Кристиану удача вновь улыбается в лице старого друга, а ныне преуспевающего текстильного короля Марселя Буссака. Марсель имел определенную репутацию: заработав огромное состояние на двух войнах, впоследствии он построил несколько текстильных фабрик (включая Германию и Советский Союз), владел третьей по величине экспортной фирмой во Франции и был пятым в мире по производству хлопковых тканей.

Текстильный гений Марсель Буссак

Родился будущий текстильный магнат в 1889 году в небольшом французском городке Шатеру в семье преуспевающего торговца сукном. Мать Буссака сбежала от рутинного провинциального существования в столицу, бросив ребенка на отца. Несмотря на тоску по матери, Марсель рос волевым, амбициозным парнем и, оправдывая ее поступок в душе, понимал, что семейный бизнес в Шатеру — не предел его стремлений.

Первым успехом Буссака было приобретение перед Первой мировой войной хлопчатобумажной фабрики в Вогезе, которая работала на полную мощь в период войны, производя ткани для обмундирования армии. Затем Марсель пустил запасы холста, использовавшегося для ангарных чехлов аэропланов-истребителей, для пошива сорочек, белья и детской одежды, которые продавал в купленной им в 1918 году розничной сети «Жак-бедняк» («La Pauvre Jacques»), переименованную в «Ткани от аэроплана» («À la Toile d’Avion»). С помощью шумной рекламы Буссак заставил поверить в превосходные качества своего товара, что какое-то время соответвовало действительности. Успех «Тканей от аэроплана» был оглушительным, всё раскупили за считанные дни, поэтому предприимчивому Буссаку пришла мысль по-тихому возобновить производство прочного авиационного холста, но уже без жестких стандартов военного времени, что позволило удешевить продукцию и вновь как следует заработать на товаре, сделанном из ткани совсем иного качества.

Бизнес Буссака расширялся, он стал настоящим текстильным королем своего времени, скупив по дешевке на волне кризиса 1929 года прядильные и ткацкие фабрики. Но самую большую прибыль Буссаку принесла Вторая мировая война. Вермахту нужна была ткань для обмундирования солдат, воющих в России в условиях сурового климата. Оккупационные власти решили реквизировать фабрики Буссака, ему пришлось молча капитулировать. С новыми хозяевами Марсель поддерживал нейтрально-деловые отношения и в нужный момент предложил управляющему комитету модернизировать некогда собственные фабрики. К его совету прислушались, не подозревая, что Буссак действовал исключительно в своих интересах: дальновидный магнат не терял связи со стороной союзников для возможных будущих гарантий в кругах Сопротивления. Расчет оказался верным, и, когда Германия капитулировала, у Марселя в собственности оказались возвращенные фабрики, оборудованные по последнему слову техники, что позволило ему многократно усилить свое влияние на текстильном рынке.

Союз Диора и Буссака

В 1946 году Марсель предложил Кристиану Диору должность художественного директора дома моды Philippe et Gaston. Предложение было заманчиво, но не интересно Кристиану. Тогда же он твердо сказал Буссаку, что не хочет воскрешать Philippe et Gaston и высказал Марселю идею о создании собственного модного дома. У Кристиана были свои взгляды на мир моды: он хотел вернуть в моду Франции роскошь, использовать дорогие материалы, отказавшись от любых ограничений. Женщина должна была походить на цветок и не ощущать никакого стеснения и скованности. Буссак загорелся этой затеей, инвестировал крупную сумму в новый проект. Сразу нашлось идеальное помещение и помощники в лице мадам Раймонды, Брикар и Маргерит, у которых были золотые руки.

Это было идеальное время для восстановления роскоши, новых идей, перспектив. Видение идеального женского образа Диором и коммерческое чутье Буссака вылились в плодотворное, но, к сожалению, недолгое сотрудничество.

16 декабря 1946 года Дом моды Dior открывает свои двери для первых посетителей по адресу авеню Монтень 30. Первая коллекция Диора предстала на суд общественности в 1947 и состояла из двух силуэтных линий: «Corolle» и «Huit». Но эта легендарная коллекция, благодаря восклицанию присутствующей на дефиле редактора Harper’s Bazaar Кармел Сноу, ворвалась в историю моды под именем «New Look», тонко выразив суть творчества Кристиана Диора, в одиночку предопределившего женский стиль после долгих лет войны и вынужденной сдержанности.

Витрины бутика Christian Dior на авеню Монтень 30, Париж

Витрины бутика Christian Dior на авеню Монтень 30, Париж

Премьерной коллекцией Кристиан выразил свое заветное желание — чтобы женщины поскорее забыли обо всех ужасах минувших войн и наконец-то начали радоваться жизни в красивой одежде. Сам Кристиан не уставал повторять, что вдохновение черпал в нарядах своей матери Мадлен и любимой книге детства — руководству по садоводству Вильморен-Андриё, которым пользовалась его семья для обустройства цветников в Гранвиле.

Не считая женщин, цветы — являются самыми божественными созданиями.

Кристиан Диор

Мать Кристиана Диора Маделейн Диор

Мать Кристиана Диора Маделейн Диор

Показ Christian Dior, весна 1947 г.

Показ Christian Dior, весна 1947 г.

Весна 1947-го навсегда изменила послевоенную Европу благодаря Диору, который словно создал новую женщину, подчеркнув красоту женственных плеч и тонкой талии. Элегантные и бесконечно романтичные творения превращали фигуру в идеальную. От покупательниц не было отбоя, успех был ошеломительным. Клиентки записывались в гигантский лист ожидания, а конкуренты посылали в дом Dior шпионов: Кристиану пришлось запретить делать фотографии и зарисовки на показах.

Женщина в пальто Christian Dior в газетном киоске, 27 сентября 1947 г.

Женщина в пальто Christian Dior в газетном киоске, 27 сентября 1947 г.

В течение следующих десяти лет Кристиан будет одевать кинозвезд, членов королевской семьи и произведет революцию в способах ведения бизнеса в своей отрасли.

Принцесса Маргарет в день своего 21-летия позировала для официального фотопортрета Сесилу Битону в платье, сшитом на заказ Кристианом Диором

Принцесса Маргарет в день своего 21-летия позировала для официального фотопортрета Сесилу Битону в платье, сшитом на заказ Кристианом Диором

Интересно, что на протяжении всей работы в Dior, сам Кристиан не имел никаких прав на собственный модный дом, а оставался обыкновенным наемным работником. Юридически бренд принадлежал Буссаку.

Кристиан Диор за работой в своем офисе, 1947 г.

Кристиан Диор за работой в своем офисе, 1947 г.

20 миллионов долларов в год

В 1948 году масштабы империи модного дома Dior вышли на принципиально новый уровень. Бутик Дома появляется в Нью-Йорке, а годом позже Кристиан и его деловой партнер Жак Руэ лицензируют под своим именем аксессуары, меха и сумки. Благодаря лицензионным сделкам дом Dior получает огромные доходы, а имя дизайнера стало нарицательным. Miss Dior, первый и самый известный аромат бренда, который был назван в честь любимой младшей сестры Диора, Катрин, борца Сопротивления, был успешно выпущен в свет в 1947 году.

Флакон духов «Miss Dior», декабрь 1954 г. Флакон в пол унции в хрустальной бутылочке Baccarat стоил 6 фунтов 19 шиллингов

Флакон духов «Miss Dior», декабрь 1954 г. Флакон в пол унции в хрустальной бутылочке Baccarat стоил 6 фунтов 19 шиллингов

К концу десятилетия на Dior приходилось 5% от общей экспортной выручки Франции. Спустя 7 лет после открытия бизнес Диора занимал пять зданий, насчитывал 8 ателье и более 1000 сотрудников. К 10-летнему юбилею модного дома было продано более 100 000 предметов одежды, а годовой доход составил огромную сумму по тем временам — 20 миллионов долларов.

Кристиан Диор работает с Мицей Брикар (слева) и Маргарит Карре (справа) над вечерним платьем из коллекции Couture, 1955 г.

Кристиан Диор работает с Мицей Брикар (слева) и Маргарит Карре (справа) над вечерним платьем из коллекции Couture, 1955 г.

Конец эпохи

24 октября 1957 года в санатории в Монтекатини, куда Кристиан Диор отправился, чтобы сбросить лишний вес, кутюрье внезапно умирает. Существует три основные версии гибели Диора: по одной, он подавился косточкой от рыбы, по другой — слишком переволновался, играя в карты, и не пережил последующий сердечный приступ, по третьей, сердечный приступ настиг его в спальне во время faire de l’alpinisme sur son mont de Vénus.

Великий кутюрье Кристиан Диор

На похороны великого француза, вернувшего послевоенному Парижу статус столицы моды, пришло 2500 персон: персонал мастерских, многочисленные партнеры и клиенты и, конечно, Марсель Буссак.

После смерти Диора Буссак оставил себе общее руководство несколькими предприятиями и конными заводами, а управление многомиллионной империей Dior отдал двум, как ему казалось, талантливым и надежным сотрудникам, а на роль главного дизайнера назначил юного Ив Сен-Лорана. Но дело не заладилось, управляющие не удержали финансовые показатели дома Dior, а коллекции Лорана не пользовались успехом. Почти полностью разоренный Марсель умер 21 марта 1980 года. В 1984 году Dior приобрел бизнесмен Бернар Арно. Он вдохнул в дом Dior новую жизнь, все вновь заиграло яркими красками, но это стало началом совсем другой истории…

Не пропустите