Вторник, 12 ноября, 2024

Как создавалось подвенечное платье Елизаветы II

В итоге все получилось идеально. Несмотря на потраченные нервы, моменты отчаянья и сомнения, в тот день, 20 ноября 1947 года юная Елизавета, будущая королева Великобритании чувствовала себя абсолютно счастливой. И самой красивой невестой на свете. Наследница британского престола, старшая дочь короля Георга VI, шла под венец под руку с прекрасным принцем Филиппом в роскошном платье, о котором в тяжелое послевоенное время сначала даже не осмеливалась и мечтать.

И как мечтать о подвенечном платье, когда страна еще не оправилась после второй Мировой Войны? Как планировать свадьбу, когда народ, включая королевскую семью, живет так трудно, так скромно, отказывая себе порой в необходимом, получая продукты и промышленные товары по карточкам?

Виндзоры долго не могли принять решение. Взвешивали за и против. Размышляли, уместно ли устраивать пышное торжество или же стоит ограничиться скромной церемонией. Ответ пришел от подданных. Британцы, пережившие тяготы войны, уставшие от суровых будней, хотели праздника, желая хоть на день забыть о лишениях и порадоваться счастью своей будущей королевы. О чем к тому же поведал опрос населения, проведенный одной из газет.

Кому доверить пошив платья вопрос не стоял. За работу взялся официальный модельер Виндзоров с 1938 года, Норман Хартнелл, создатель десятков нарядов для матери Елизаветы, а также для признанных красавиц того времени — Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор и Вивьен Ли.

Норман Хартнелл, официальный модельер Виндзоров, 1924 г.

Норман Хартнелл, официальный модельер Виндзоров, 1924 г.

Отдавая себе отчет в государственной важности события, кутюрье отправился искать вдохновение в Национальную Галерею. Обойдя все залы, он нашел то, что идеально подходило к образу юной принцессы — прекрасную картину Боттичелли «Весна».

Сандро Боттичелли. «Весна», 1482 г.

Сандро Боттичелли. «Весна», 1482 г.

По замыслу Хартнелла струящееся платье а-силуэта с восхитительным четырехметровым шлейфом из тюля должно было быть выполнено из атласа-дюшеса цвета слоновой кости, и расшито цветочными узорами из жемчуга, каждый из которых имел свое символическое значение. Розы — символ Йорков и Англии, флер-д-оранж — символ девственности и чистоты, жасмин — символ счастья и искренности, колосья — символ плодородия.

Свадебный образ невесты планировалось дополнить пятиметровой фатой из тончайшего тюля, атласными туфельками и бриллиантовой тиарой матери.

Эскиз свадебного платья принцессы Елизаветы от Нормана Хартнелла, 1947 г.

Эскиз свадебного платья принцессы Елизаветы от Нормана Хартнелла, 1947 г.

Эскиз получился дивный. Оставалось воплотить замысел художника в жизнь. Однако здесь пришлось решать две серьезные проблемы.

Первой из которых стала покупка ткани. Ста талонов невесты не хватало на наряд. Женщины Британии кинулись отправлять принцессе свои, но талоны были именными и закон не позволял обналичивать талоны с другими именами. Тогда Парламент, учитывая особый случай и настрой подданных, пошел на встречу Елизавете и выделил еще двести.

Британские талоны на одежду

Британские талоны на одежду

Атлас-дюшес нужного цвета и текстуры нашелся в Шотландии, в компании Winterthur. Но тут опять возникла загвоздка. Если шелкопряды, давшие шелк, родом из стран фашистской коалиции — итальянские или японские, то есть вражеские, ткань для наряда наследницы британского престола использовать нельзя. Хартнелл был на волоске от обвинения в госизмене. Все выдохнули с облегчением, когда выяснилось, что шелкопряд был китайским.

Приобретение огромного количества жемчуга для вышивки стало второй проблемой. В послевоенной Британии его просто не было в нужном объеме. Тогда жемчуг заказали в США, и, после оплаты значительного налога за ввоз, более десяти тысяч жемчужин были доставлены в Лондон.

Можно было приступать к работе. Два месяца двадцать пять лучших швей и десять вышивальщиц, давших особую подписку о неразглашении информации, в условиях строжайшей секретности, в ателье с закрашенными краской и зашторенными светонепроницаемым муслином окнами, творили чудо — воплощали замысел модельера, шили уникальное свадебное платье принцессы, вышивали жемчужные гирлянды.

Принцесса Елизавета II прибывает в Вестминстерское аббатство со своим отцом королем Георгом VI, чтобы выйти замуж за Филиппа Маунтбеттена, 20 ноября 1947 г.

Принцесса Елизавета II прибывает в Вестминстерское аббатство со своим отцом королем Георгом VI, чтобы выйти замуж за Филиппа Маунтбеттена, 20 ноября 1947 г.

Результат превзошел все ожидания. Миниатюрная Елизавета выглядела божественно в изысканном платье со шлейфом. Наряд с неглубоким вырезом и длинными рукавами, богато украшенный жемчугом и стразами, получился королевским. Не важно, что ей пришлось делать макияж самой. Не важно, что тиара сломалась накануне свадьбы и ее пришлось чинить. Не важно, что перед фотосессией куда-то делся букет невесты. Не важно, что ингредиенты для торта, которые было не достать, прислали в качестве гуманитарной помощи со всех континентов…

Принцесса Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский, в день свадьбы в Вестминстерском аббатстве, 20 ноября 1947 г.

Принцесса Елизавета II и принц Филипп, герцог Эдинбургский, в день свадьбы в Вестминстерском аббатстве, 20 ноября 1947 г.

Елизавета была счастлива и уверена в будущем. Ведь у нее был маленький секрет с кутюрье — крошечный вышитый на платье четырехлистник, на счастье в семейной жизни, которая, к слову, продлилась семьдесят три года, до последнего вздоха принца Филиппа в 2021 году.

Норман Хартнелл через шесть лет создал для Елизаветы еще одно знаковое платье, для коронации. Но то подвенечное платье и само свадебное торжество занимают особое место в сердце королевы.

Как сказал премьер-министр Уинстон Черчилль, свадьба Елизаветы и Филиппа стала для нации «вспышкой цвета на общем сером пути».

Британская принцесса Елизавета (будущая королева Елизавета II) и Филипп, герцог Эдинбургский в день своей свадьбы в Букингемском дворце, 20 ноября 1947 г.

Британская принцесса Елизавета (будущая королева Елизавета II) и Филипп, герцог Эдинбургский в день своей свадьбы в Букингемском дворце, 20 ноября 1947 г.

Не пропустите