Любители исторических музеев могут только подтвердить: главным украшением благородной женщины в любую эпоху считались блистательные драгоценности для головы и прически. Тиары, диадемы, короны и легкие эгреты много десятилетий были важными составляющими ассортимента уважающей себя марки. Для императорских, королевских и царских дворов ношение подобных, весьма, кстати, непростых в носке вещей, считалось искусством обязательным. Собственно, рассуждать о популярности ювелирных вещей для головы и прически в прошлых веках вряд ли имеет большой смысл: как мы уже сказали выше, в этой популярности легко убедиться, посетив хотя бы один исторический музей.
Украшения для головы и прически практически полностью и почти мгновенно исчезли после Второй мировой войны: именно так сказывалось чрезвычайно бурное время той эпохи. Впрочем, эти предметы благополучно исчезли бы и после Первой мировой войны, если бы не влиятельный стиль ар-деко, появившийся в 1925 году. Этот последний «большой» стиль по-своему переосмыслил некогда классические ювелирные вещи.
Так, вместо сложных и громоздких предметов в моду надежно вошли почти невесомые ювелирные бандо и эгреты. Заслуженными специалистами по первым драгоценностям считали дома Garrard, Cartier и, уже чуть позже, с 1932 года, Chanel. Специалистами по эгретам, — небольшим украшениям с эффектным птичьим пером в центре, считаются Дома Chaumet и Boucheron.
![Кэри Маллиган в роли Дейзи Бьюкенен в фильме «Великий Гэтсби». Кэри Маллиган в украшениях с бриллиантами и жемчугом от Tiffany & Co. Кэри Маллиган в роли Дейзи Бьюкенен в фильме «Великий Гэтсби». Кэри Маллиган в украшениях с бриллиантами и жемчугом от Tiffany & Co.](/thetsoaz/2021/09/keri-malligan-v-roli-dejzi-bjukenen-v-filme-velikij-getsbi-keri-malligan-v-ukrasheniyah-s-brilliantami-i-zhemchugom-ot-tiffany-co.jpg)
Итак, бандо, — а именно широкие ювелирные «ленты», которые полагалось носить на лбу, — и эгреты, пусть и не надолго, но все-таки смогли продлить жизнь украшениям для головы и прически. Но, начиная с 1950-х годов, эти драгоценности перешли в разряд «драгоценностей на заказ»: в подавляющем большинстве случаев их заказывали для дорогостоящих и пышных свадебных торжеств.
![Шарлиз Терон в тиаре-бандо Fred Leighton на церемонии вручения премии Золотой Глобус 2015 Шарлиз Терон на церемонии вручения премии Золотой Глобус 2015 в тиаре-бандо Fred Leighton](/thetsoaz/2021/09/sharliz-teron-na-ceremonii-vrucheniya-premii-zolotoj-globus-2015-v-tiare-bando-fred-leighton.jpg)
![Graff, бриллиантовая тиара Graff, бриллиантовая тиара](/thetsoaz/2021/09/graff-brilliantovaya-tiara.jpg)
Маленькие же, миниатюрные, но такие нежные и изысканные украшения для прически продолжал делать лишь только великий французский ювелирный дом Chaumet, в клиентах которого значится сам Наполеон Бонапарт и две его жены.
Ювелирные мастера Chaumet на протяжении 1980-2000-х годов изготавливали бриллиантовые булавки и миниатюрные аметистовые заколки, которые могли одновременно служить и в качестве небольшой броши.
Найти драгоценности для головы и прически можно было также у американского бриллиантового гиганта Harry Winston (такие вещи предоставлялись знаменитостям для прохождения оных по красной ковровой дорожке, например, на церемонии вручения «Оскара»), а также у японского жемчужного магната, исторического Дома Mikimoto.
![Скарлетт Йоханссон на оскаровской вечеринке Vanity Fair, 27 февраля 2005 г. Скарлетт Йоханссон на оскаровской вечеринке Vanity Fair 2005](/thetsoaz/2021/09/skarlett-johansson-na-oskarovskoj-vecherinke-vanity-fair-27-fevralya-2005-g.jpg)
Привычно делал для британской короны подобные предметы и старейший почтенный английский Дом Garrard, бывший в начале прошлого века поставщиком британского двора. Остальные же ювелирные компании работали в данном жанре исключительно «под заказ».
![Тиара королевы Марии, изготовленная E. Wolff & Co для Garrard в 1919 году Тиара королевы Марии, изготовленная E. Wolff & Co для Garrard в 1919 году](/thetsoaz/2021/09/tiara-korolevy-marii-izgotovlennaya-e-wolff-co-dlya-garrard-v-1919-godu.jpg)
![Королева Елизавета в тиаре королевы Марии со своим мужем принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским, в Букингемском дворце после их свадьбы, 1947 г. Королева Елизавета в тиаре королевы Марии со своим мужем принцем Филиппом, герцогом Эдинбургским, в Букингемском дворце после их свадьбы, 1947 г.](/thetsoaz/2021/09/koroleva-elizaveta-v-tiare-korolevy-marii-so-svoim-muzhem-princem-filippom-gercogom-edinburgskim-v-bukingemskom-dvorce-posle-ih-svadby-1947-g.jpg)
![Принцесса Диана в тиаре Cambridge Lover’s Knot по дороге на открытие парламента, 1981 г. Принцесса Диана в тиаре «Любовные узелки» по дороге на открытие парламента, 1981 г.](/thetsoaz/2021/09/princessa-diana-v-tiare-ljubovnye-uzelki-po-doroge-na-otkrytie-parlamenta-1981-g.jpg)
![Garrard, тиара-бандо, 1932 г. тиара-бандо Garrard, 1932 г.](/thetsoaz/2021/09/garrard-tiara-bando-1932-g.jpg)
![Меган Маркл в день свадьбы в тиаре-бандо Garrard 1932 года, 2018 г. Меган Маркл в день свадьбы в тиаре-бандо Garrard 1932 года, 2018 г.](/thetsoaz/2021/09/megan-markl-v-den-svadby-v-tiare-bando-garrard-1932-goda-2018-g.jpg)
Однако на рубеже 2000 и 2010-х годов довольно неожиданно для широкой публики драгоценные вещи для головы и прически довольно резко вошли в моду: в 2011 году свои варианты этих вещей предложили почти все французские ювелирные марки, справедливо считающиеся законодателями всех возможных дорогих тенденций. За французами стремительно последовали итальянцы — например, модная марка Pasquale Bruni, развивавшая породистые флористические мотивы.
![Актриса Элизабет Тейлор в тиаре Майка Тодда на Каннском кинофестивале, 1957 г. Элизабет Тейлор в тиаре Майка Тодда на Каннском кинофестивале, 1957 г.](/thetsoaz/2021/09/elizabet-tejlor-v-tiare-majka-todda-na-kannskom-kinofestivale-1957-g.jpg)
В свою очередь дом Chaumet, для которого такие драгоценности всегда были архиважными, начал выпускать целые коллекции легкокрылых тиар, создаваемых в ателье марки на Вандомской площади Парижа.
Более того, за эстетическую основу обычных колец, ювелирных часов и браслетов в Chaumet брали дизайн своих исторических тиар (их постоянную выставку можно увидеть в небольшом музее Chaumet все на той же Вандомской площади).
![Chaumet, тиара Wheatsheaf, Париж, 1811 г. Chaumet, тиара Wheatsheaf, Париж](/thetsoaz/2021/09/chaumet-tiara-wheatsheaf-parizh-1811-g.jpg)
К таким собраниям относится мгновенно ставшая легендарной коллекция «Жозефина», названная так в честь первой супруги Наполеона Бонапарта. Грушевидное навершие императорской тиары проявилось в характерных кольцах, драгоценных вечерних часах и парадных серьгах этой коллекции дома Chaumet.
![Chaumet, тиара Joséphine Aigrette Impériale Chaumet ара Joséphine Aigrette Impériale](/thetsoaz/2021/09/chaumet-tiara-josephine-aigrette-imperiale.jpg)
Но и другие дома также охотно вносили свою лепту в благородное дело прославления драгоценностей для головы и прически. К примеру, Harry Winston использовал для изготовления тиар лучшие и самые крупные, фирменные бриллианты, а компания Mikimoto — самый прекрасный жемчуг с собственных плантаций в Японии.
В Cartier сполна отдавали дань сияющим аквамаринам, то есть тем камням, которые «принимали участие» в тиарах и диадемах начала XX века. В швейцарской марке Piaget, известной своими пристрастиями к стилю диско, тиары могли переформатироваться в колье, броши, браслеты и серьги. То же самое происходило и с диадемами великой французской марки Boucheron, что было абсолютно созвучно историческим вещам и драгоценной философии бренда.
![Сальма Хайек в бриллиантовой и жемчужной тиаре Boucheron на церемонии вручения премии «Оскар» 2020 Сальма Хайек оформила бриллиантовое и жемчужное ожерелье Boucheron в виде тиары на церемонию вручения премии «Оскар» 2020](/thetsoaz/2021/09/salma-hajek-oformila-brilliantovoe-i-zhemchuzhnoe-ozherele-boucheron-v-vide-tiary-na-ceremoniju-vrucheniya-premii-oskar-2020.jpg)
Что говорить, бриллиантовые, то есть дорогостоящие вещи для головы и прически стали носить не только вечером — в театр или на торжественный раут, но и днем, причем с дневным дресс-кодом. Первопроходцем в данном случае выступила очень молодая, но уже очень перспективная французская марка Messika, которая специализируется исключительно на бриллиантовых украшениях.
Мода на ювелирные предметы для головы и прически продержалась на удивление долго — почти десять лет. И даже сегодня ювелиры лучших марок не отказывают себе в удовольствии презентовать новую тиару: конечно, в этом есть не только эстетический смысл. Как никакой другой предмет в ювелирном искусстве, драгоценность для головы и прически передает всю сложность ювелирного дела: создание таких вещей многие ювелиры почитают как некий экзамен на техническое совершенство. И в этом они абсолютно правы: нам же, зрителям драгоценного театра, остается только методично аплодировать наиболее выдающимся образцам.