6.9 C
Москва
Суббота, 4 мая, 2024

Новые статьи

История создания главного парфюмерного символа СССР — духов «Красная Москва»

История создания главного парфюмерного символа СССР — духов «Красная Москва»

Знаменитые духи «Красная Москва» были знакомы каждому в Советском Союзе. «Красная Москва» стояла на туалетных столиках советских модниц в качестве предмета интерьера и указывала на хороший вкус его обладательницы. В магазинах, кинотеатрах, метро можно было уловить характерный цветочный шипр, ставший одним из символов СССР.

История создания

Существует несколько версий создания композиции «Красной Москвы», но все они восходят к личности Генриха (Анри) Брокара, российского парфюмерного магната французского происхождения, основоположника традиций русской парфюмерной школы и создателя концерна «Брокар и Ко», ныне известного как фабрика «Новая Заря».

Генрих обладал невероятным талантом различать ароматы, осязая их тончайшие нюансы. Отец Брокара, Анатас, владел собственной парфюмерной фабрикой во Франции, затем в Филадельфии. Семейный бизнес был успешным, но, когда его сын объявил ему, что хочет уехать в Россию, посчитал, что в этом решении есть дальновидность. Многие французы, приехав с Москву, открывали бутики, ателье и были крайне успешны: русские всегда любили все «французское». Кроме того, Анатас верил в «нос» Генриха.

Россия стала для Генриха вторым домом на целых 39 лет. На полученный во Франции гонорар за продажу парфюмерного технологического патента, Генрих Брокар в 1864 году рискнул запустить в производство ароматизированное мыло. Шарлотта Реве, супруга Генриха, помогала ему в развитии бизнеса и предлагала различные идеи, от оформления до стратегии развития сбыта.

Генрих Брокар с супругой, Шарлоттой Реве
Генрих Брокар с супругой, Шарлоттой Реве

Производство мыла велось в небольшом помещении у разрушенных конюшен, в нем трудилось всего 3 человека, включая Генри. Сначала он выпускал исключительно детское мыло с натуральными добавками и приятным ароматом. Шарлотта придумала оригинальную форму куска мыла с оттисками букв в виде овощей, фруктов и зверушек. Это мыло имело грандиозный успех и имело народное название «Азбука Брокара». Действительно, каждый желающий мог купить все варианты оттисков, составив полный русский алфавит.

Генрих Брокар с супругой Шарлоттой Реве фасуют мыло
Генрих Брокар с супругой Шарлоттой Реве фасуют мыло

Затем Генрих создал «Греческое» мыло, включив в его состав ореховое масло. Это мыло обрело популярность не только у широких народных масс, но и у более обеспеченной части общества. Одновременно с «Греческим» Генрих выпустил мыло шаровидной формы «Шаромъ» за пять копеек и «Народное» за одну. Благодаря доступной цене 26-летний трудолюбивый мыловар быстро заработал целое состояние, кроме того, он получил Серебряную медаль на Выставке русских производств в 1865 году, что придало его бизнесу еще большую славу.

В 1869 году Генрих покупает городскую усадьбу на Мытной улице (современный адрес — улица Мытная, дом 15) и уже осенью открывает фабрику на ее территории.

Вид на главное здание фабрики
Вид на главное здание фабрики

В 1871 году вместе с купцом Василием Германом основывает «Торговый дом Брокар и Ко», первые магазины которого размещаются на Никольской улице и Биржевой площади.

«Торговый дом Брокар и Ко» на Никольской улице
Первый магазин «Торгового дома Брокар и Ко» был открыт на Никольской улице в 1872 г.

С 1870 года Генрих начал выпускать недорогие, но стойкие духи «Цветочный одеколон». На тот момент парфюмерия была доступна исключительно высшим слоям общества, но Генрих, понимая потребности народных масс и возможную прибыль, захотел исправить это недоразумение и начал выпускать парфюмерию для широкого потребления.

Рекламная листовка «Цветочного одеколона»
Рекламная листовка «Цветочного одеколона»

И снова в дело вмешалась Шарлотта со своим оригинальным маркетинговым видением. На Всероссийской Промышленно-художественной выставке в Москве 1882 года был установлен фонтан, в центре чаши которого бьет не обычная вода, а «Цветочный одеколон». Каждый посетитель в порядке очереди мог бесплатно пропитать свой платочек и понять, подходит ли ему этот аромат. Понятно, что одним платочком не обходилось. Особо предприимчивые посетители имели с собой склянки и банки, другие — окунали в фонтан целые предметы одежды. После закрытия выставки Москва еще долго пахла «Цветочным одеколоном».

Фонтан с «Цветочным одеколоном»
Фонтан с «Цветочным одеколоном»

Несмотря на внушительную сумму, которую пришлось потратить на этот аттракцион невиданной щедрости, рекламный трюк, придуманный Шарлоттой, привлек в магазины толпы желающих приобрести эти духи.

Но если с публикой, состоящей из мелких чиновников, приказчиков и ремесленников у Генри Брокара проблем не было, то интерес у дам высшего общества к его духам проснулся не сразу. Таких недорогих, доступных, при этом качественных ароматов в России еще не было, а тут еще он — обаятельный француз с безупречным обонянием и не менее безупречной деловой хваткой. Но обеспеченная публика любила настоящее «французское», а не произведенное за Серпуховской заставой. В очередной раз Шарлотта решила проблему, посоветовав мужу купить партию духов популярнейшей в тот момент французской марки Lubin, и разлить духи в свои флаконы, выдав за продукцию «Брокар и Ко». Напротив свои, брокаровские, были разлиты во флаконы Lubin. На следующее утро все флаконы с якобы французским духами были проданы за час. От духов в отечественной упаковке морщили носы и отворачивались. Через неделю Шарлотта «покаялась» в небольшой заметке в газете. Скандал был просто ошеломительным. Этот рекламный трюк навсегда изменил отношение публики к продукции Генри Брокара.

В 1873 году Генрих Брокар преподнес дочери Александра II Марии Александровне оригинальный подарок — восковой букет из роз, нарциссов, ландышей и фиалок. Каждый цветок был пропитан собственной эссенцией, создавая в ансамбле уникальную композицию. Этот эффект вскружил голову не только герцогине, но и всему двору. Мария Александровна пришла в восторг от подарка, и фабрика «Брокар и Ко» стала официальным поставщиком Двора герцогини Эдинбургской. После этого успеха Генрих создал духи «Букетъ Императристъ», воссоздающие композицию подаренного Марии Александровне воскового букета.

Великая княжна Мария Александровна. В замужестве герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская
Великая княжна Мария Александровна. В замужестве герцогиня Эдинбургская и герцогиня Саксен-Кобург-Готская
Рекламная листовка фабрики «Брокар и Ко»
Рекламная листовка фабрики «Брокар и Ко»

В 1889 году Генрих создает духи «Персидская сирень» и получает за них высшую награду на Всемирной выставке в Париже. К этому времени обороты Торгового Дома «Брокар и Ко» достигают 2,5 миллионов рублей в год. После смерти Генриха в декабре 1900 года его дело перешло к супруге и их детям, сыновьям Александру и Эмилю и дочери Евгении, а ведущим парфюмером фабрики становится Август (Огюст) Мишель.

Август Мишель и «Любимый букет императрицы»

Парфюмер Август Мишель, фабрика Новая заря, 1937 г.
Парфюмер Август Мишель, фабрика Новая заря, 1937 г.

В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых Август выпустил аромат специально для императрицы Александры Федоровны. Взяв за основу «Букетъ Императристъ» и, по некоторым данным, L’Origan от Francois Coty, впервые использовал новейшие химические пахучие вещества — альдегиды. Созданные духи получили название «Любимый букет императрицы», понравившись их обладательнице, да так, что они заменили ее излюбленную «Белую розу» от Atkinsons, которыми она пользовалась многие годы.

Флакон и коробочка духов «Любимый букет императрицы»
Флакон и коробочка духов «Любимый букет императрицы»

Неожиданно «Любимый букет императрицы» стали главными духами своего времени: изысканная композиция нот бергамота, кориандра, нероли, жасмина, розы, иланг-иланга, ириса, ванили и бобов тонка с абстрактной альдегидной нотой не была похожа на привычные композиции того времени и завоевала множество международных наград. Отметим, что до появления Chanel N°5 еще оставалось несколько лет… Впоследствии злые языки утверждали, что для их создания Эрнест Бо, возглавлявший на стыке веков московскую парфюмерную фабрику «Альфонс Ралле и Ко», — главного конкурента «Брокар и Ко», вдохновился именно композицией «Букетъ Императристъ», осовременив ее в 1920-х на свой лад модными альдегидами.

«Любимый букет императрицы» и «Красная Москва»

В 1917 году, после Великой Октябрьской революции, фабрику «Брокар и Ко» ждали изменения. Она была национализирована, лишена помещений на Мытной (в июне 1921 года сюда большевики определили часть оборудования и персонал Первой печатной фабрики Гознака в Москве) и переведена в помещения бывшей обойной фабрики Сладкова (современный адрес — улица Павла Андреева, дом 23) и переименована в «Государственный Замоскворецкий мыловаренный завод № 5». Новый руководитель, коммунист А. Звездов, оставил Августа Мишеля на посту главного химика-парфюмера с целью создания образцового советского массового производства. Август не был радикально настроен к изменениям, как часто ему это приписывают, напротив, он сочувствовал идеалам Революции и новое назначение открывало для него новые профессиональные горизонты.

Модернизация нового помещения фабрики продолжалась целых 5 лет, первая продукция появилась лишь в 1922 году. В этом же году Август Мишель придумал фабрике новое название — «Новая заря» как символ новой эпохи. Это название долго не могли утвердить, свыше спускали следующие: «Буденовец» или «Красная работница», но Август понимал, что для наследия Брокара они выглядят жалко. Официальная же версия в его озвучении сводилась к тому, что «для участия в выставках они категорически не подходят, пересекаясь с многочисленными своими версиями, например, с „Красным треугольником“, выпускающим… калоши». Финальное название молодой советской парфюмерной фабрики было утверждено руководителем Совнаркома М. И. Калининым. В английской транскрипции название фабрики соответствовало русскому: Новая Заря — Novaya Zarya. Неожиданное переименование в Nouvelle Etoile, случившееся в 2004-м, не соответствует историческому названию: «etoile» — это «звезда», а не «заря».

Август Мишель, оказавшись в новой реальности, первое время пытался реанимировать старые формулы, но, по причине отсутствия нужных ингредиентов, реплики мало походили на своих прародителей. Так «Любимый букет императрицы» превратился в «Красную Москву», представленную на всеобщее обозрение в 1925 году. Формула и аромат остались прежними, насколько это было возможно, — кардинально изменились лишь флакон и упаковка. Их дизайн был придуман штатным художником «Новой зари» Андреем Евсеевым и выполнен в стиле старорусской архитектуры: лаконичный флакон с рельефным узором, притертая пробка-луковка и модный авангардный мотив на упаковке-футляре с овальным сечением, украшенным шелковой кисточкой.

Аромат «Красная Москва»
Флакон и упаковка духов «Красная Москва» образца 1925 года

За годы работы парфюмером «Новой Зари» Август создал немало потрясающих композиций, среди них «Манон», «Красный мак», но успех «Красной Москвы» они не повторили, хотя и остались образцами золотого века советской парфюмерии. Август Мишель обучал химиков-парфюмеров на фабрике «Новая заря» вплоть до своего исчезновения в 1934 году. По одним сведениям он стал жертвой сталинских репрессий, по другим — вернулся на родину во Францию.

Полина Жемчужина

Полина Жемчужина
Полина Жемчужина

«Красная Москва» стала любима советскими женщинами, которые даже не представляли, что пользуются духами, созданными специально для Александры Федоровны. Несмотря на фантастичность данного факта, стоит учесть, что одним из действующих лиц, причастных к созданию духов «Красная Москва», была бескомпромиссная Полина Жемчужина, жена одного из высших руководителей ВКП и КПСС Вячеслава Молотова и близкая подруга Надежды Аллилуевой, дочери Сталина. Будучи причастной к первым шагам «Новой Зари», она сделала практически невозможное, изыскав возможность обеспечить молодое советское производство качественным сырьем и всячески поддерживая Августа Мишеля. Известна фраза, произнесенная в сердцах Жемчужиной в одном из партийных кабинетов: «Женщина, даже в бараке — женщина». Впоследствии Жемчужина — директор «Новой зари» (1930-1932), в 1932-1936 годах — управляющая трестом высшей парфюмерии (трест ЖирКость), с июля 1936 года — начальник Главного управления парфюмерно-косметической, синтетической и мыловаренной промышленности СССР. После кулуарного диалога в 1948 году с министром труда и социального обеспечения Израиля Голдой Меер стала врагом народа. Дочка бедного портного Соломона Карповского, урожденная Пэрл Семеновна Карповская сказала на идише министру Израиля всего одну фразу: «Я — дочь еврейского народа». 29 декабря 1948 года была исключена из партии, а с 1949 до 1953 года отбывала ссылку, впоследствии была реабилитирована.

«Красная Москва» на фронте

В Великую Отечественную платки, надушенные «Красной Москвой», не давали находящимся на передовой отчаиваться и напоминали о тех, кто ждет и верит…

В руках пустой флакон «Красная Москва». Закрываю глаза и нюхаю. Как прекрасно. В памяти встает прежний, старый, сытный мир… ужины с музыкой, тонкими винами.

Из дневника ленинградского блокадника

Фабричная линия «Новой Зари», производящая Красную Москву, заработала только перед самой Победой, но на фабрике не было флаконов. Чтобы обеспечить спрос, покупателей просили прийти со своим емкостями.

Впоследствии линия средств «Красная Москва» расширилась. Кроме духов начали выпускать мыло, пудру, одеколон и туалетную воду. Товары можно было купить как по отдельности, так и в подарочном наборе.

Рекламная листовка парфюмерного набора «Красная Москва»
Рекламная листовка парфюмерного набора «Красная Москва»

Послевоенные годы

После войны «Красная Москва» еще долго была популярной, символизируя счастливое мирное время. Флакон легендарных духов появлялся в различных кинофильмах, а фраза из «Покровских ворот» стала крылатой: «Эти духи ты подаришь маме — она о-бо-жа-ет „Красную Москву“». Но постепенно популярность духов стала сходить на нет, в 1970-е в СССР стали появляться духи знаменитых европейских производителей, с которыми «Красная Москва» соревнование проиграла.

Рекламный плакат 1954 г. Духи Красная Москва
Рекламный плакат 1954 г. Духи Красная Москва

Формула «Красной Москвы»

Композиция легендарной «Красной Москвы» никогда не раскрывалась. Если верить исследованиям, её формула насчитывала порядка 60-ти компонентов. За время, пока выпускалась «Красная Москва», ее аромат периодически менялся по причине нестабильности исходного сырья для каждой партии. Бытует легенда, что для производства Красной Москвы использовались только отечественные ингредиенты, как химические, так и натуральные, но спустя годы становится очевидно, что этот факт не соответствует действительности.

Комментарии

Новые статьи

Не пропустите