Полина Аскери: «Сегодня я вам представлю Михаила Королева, с одной стороны невероятно скромного, с другой — чрезвычайно одаренного и получившего мировое признание фотографа. Михаил успешно занимается журнальной, рекламной и арт — фотографией с начала 90-х годов.

С Михаилом мы познакомились около 7 лет назад, когда я только начинала свой путь модели, а он был уже мэтром в мире фотографии. Я помню, как проходила множество кастингов, чтобы попасть к нему в проект. После нашей первой съемки мы стали дружить и периодически встречаемся на совместных проектах. Для меня он всегда был и остается человеком-легендой».

Фото: Надежда Гамова

Интервью Полины Аскери с Михаилом Королевым, фото 1

Михаил, ты входишь в пятерку лучших рекламных фотографов страны. Расскажи, как ты решил стать фотографом?

На самом деле, я был некоторое время инженером, потом решил выучить французский (переводил статьи, писал научные обзоры…), но в какой-то момент мне снова стало скучно, снова не хватало простора для творчества. И я решил заняться тем, что мне всегда нравилось — фотографировать. К тому же мой дедушка был фотографом, поэтому мир фотографии мне не чужд.

То есть ты довольно поздно понял, что снимать это твое?

Да, ближе к 30-ти годам. Знаешь, на самом деле я очень застенчивый человек, и мне всегда было трудно заговорить с понравившейся девушкой. И я нашел для себя способ: как только в руках появлялся фотоаппарат, моя стеснительность уходила, и мне было гораздо проще общаться.

Ты как бы прятался за камеру?

Да, похоже, я прятался за камеру. Но потом выяснилось, что это ошибочный путь, поскольку всегда нужно выбирать: или девушка или съемка. Я понял это давно, но и это оказалось заблуждением… Нужно уметь все совмещать!

Скажи, ты часто влюблялся в моделей, с которыми работал?

Конечно, Съемка — это всегда влюбленность, но через толстые стекла объектива. Я стараюсь не показать виду, что ничто человеческое мне не чуждо. И как фотограф я один человек, а без фотоаппарата я совсем другой человек, довольно стеснительный. Как фотографу, мне всегда почти все понятно.

Интервью Полины Аскери с Михаилом Королевым, фото 2

То есть ты оцениваешь все циничным взглядом фотографа?

Никакого цинизма. Просто я знаю, как должна проходить съёмка, как должен быть организован рабочий процесс для получения хорошего результата. Как только все приборы гаснут, я становлюсь немного другим, и в жизни гораздо хуже ориентируюсь, чем на съемке.

Расскажи, как происходил отбор моделей в 90х и 2000х годах, какими критериями ты пользовался тогда, и какими сейчас?

Конечно, во все времена все зависит от задачи. А критерий один — хорошие данные и профессионализм.

А как ты можешь это определить?

По портфолио всегда видно, на что модель способна, и какой у нее потенциал, к тому же при личном общении, окончательно становится все понятно. Профессионала видно даже по манере одеваться и разговаривать. Но при этом всегда находится много людей, которые думают что они модели, имея просто симпатичную внешность.

Но у тебя же были заказные съемки, где тебе такие «непрофессионалы» заказывали фотосессии. Как ты себя после этого чувствовал?

Ты умеешь задавать хорошие вопросы. Я называю это трудные дни, это всегда очень сложные проекты.

Тем не менее результат всегда получается восхитительный!

Получается, но титаническими усилиями. Бывали съемки, когда девушки говорили: «Михаил, после вашей фотоссесии я почувствовала себя женщиной». Вот это приятно! Но в целом плохие модели, это тяжело.

Но ведь все можно исправить фотошопом?

Фотошоп я использую очень осторожно. Несколько лишних движений мышки, и прекрасная фотография рискует превратиться в дешевую открытку.

Может ты и на пленку снимаешь?

Нет, нет, нет, я люблю только новые технологии. При этом, мне часто дарят старые камеры, но я почему-то никого трепета к ним не испытываю и просто складирую их на полочку. Пришлось специально соорудить.

Вот скажи, почему будучи одним из лучших рекламных фотографов страны, ты решил податься в арт-фотографию? Как ты к этому пришел?

Это сложный вопрос. Скажем так, я не совсем туда ушел, а лишь иногда туда заглядываю… Меня часто преследовала мысль, что я работаю по найму, пусть даже с прекрасными проектами. Так я решил попробовать себя на стезе, как мне казалось, свободного творчества, но и это не принесло абсолютного удовлетворения. Поэтому, получив разнообразный опыт, я пришел к выводу, что больше всего люблю журнальные съемки.

А что ты больше всего любишь в своей работе?

Много жизней, много образов. Ведь это даже лучше чем быть актером, поскольку период перевоплощение модели и фотографа намного короче. Если актер проживает сотню жизней, то фотограф тысячи!

А что не нравится?

Для меня, самое ужасное, когда нечего снимать, чувствую себя как наркоман без наркотика!)) Много проектов одновременно дают отличный тонус. Когда несколько лет подряд были нон-стоп съемки, параллельно я выпустил книгу. Правда, снимал для нее материал довольно долго.

У меня, к сожалению, нет этой книги, но я знаю, что я в ней есть. Знаешь, у меня есть несколько любимых фотографов, и только у двоих из них я снималась настолько в раскрепощённой форме, это у тебя и у Влада Локтева. Насколько я помню, это было около 5 лет назад.

Да, это было около пяти лет назад. Сейчас я уже думаю, что, возможно, мне нужно было выпустить книгу раньше, поскольку сейчас женский эротизм не настолько популярен, как тогда.

Почему ты так думаешь, он популярен, прост о всему виной интернет! В нем можно найти все, поэтому и печатный вариант не так востребован.

Ну ничего, сейчас у меня в проекте выпустить еще один том моих работ.

А еще какие еще у тебя планы на будущее? Ты и галерейный проект делаешь, и снимать продолжаешь, что еще не хватает?

Хочется больше снимать таких как ты! (Улыбается.) Сейчас, к сожалению, на кастинги редко приглашают фотографа, что не профессионально и не полезно. На самом деле, я люблю чередовать журнальную, арт и коммерческую фотографию, иначе что-то одно может быстро надоесть. Ещё, я создал с друзьями арт-группу «Холодки». Делаем разнообразные, часто очень веселые проекты, это — и фотография, и графика, и даже музыка, и многое другое! Но думаю, как только мы начнем к ним относится серьезно, они могут потерять свою прелесть, и это будет совсем другая история.

Интервью Полины Аскери с Михаилом Королевым, фото 3

Расскажи мне какую-нибудь интересную историю, связанную со съемками?

Знаешь, фотограф — это ведь как врач с его врачебной тайной, и мы не раскрываем съемочных тайн никогда. Поэтому, я даже не знаю, что тебе рассказать.

А кто запомнился больше всего?

На этот вопрос, я могу перечислить тебе своих любимых моделей: Полина Аскери, Юля Курбатова, Ксюша Агафонова, Настя Иванова, Лена Потапова, Вика Царькова, Лера Шкалова, Вика Дамаронок, Маша Кравцова, Лена Горбачева, Ира Григорьева, Наташа Семенюк, и многие другие.

Я помню Семенюк. Когда я только начинала работать моделью и видела везде щиты и растяжки с ее лицом, я считала, что это самая красивая девушка в Москве. Вскоре стало происходить так, что в проекты, в которых раньше была она, стали приглашать меня или наоборот. Это было приятно, и многие говорили, что мы как две сестры.

Ну если хочешь поговорить об этом, на мой взгляд, вы совершенно разные. Семенюк, очень легко входит в образ, но как только выключаешь камеру, она превращается в обычную девушку, которая много болтает и шутит, при этом её съемочный образ сразу исчезает. Ты же наоборот, в этом прекрасном образе просто живешь.

Давай поговорим о стереотипах, сложившихся о моделях. Расскажи мне, встречал когда-нибудь модель, которая кроме своей красоты поразила бы тебя своим умом?

Создавай свою книгу, я как раз хотел избавить всех людей от заблуждения, что модели — красивые дурочки. Хорошая модель — всегда умница. Поскольку, если она не умна, то она, скорее всего и не модель. Красивые дурочки наверное много для чего годятся (хотя мне с такими невыносимо скучно), но не для съемки моды, уж точно.

А как твоя семья смотрит на твою профессию? Супруга не ревнует?

Конечно моей жене не нравятся многие моменты, связанные с моей профессией. Но она понимает, что это всего лишь секс через толстое стекло объектива. (Смеется.)

Интервью Полины Аскери с Михаилом Королевым, фото 4

А сколько вы лет вместе?

Двадцать лет.

Это здорово, и большая редкость, особенно в сфере твоей деятельности. Скучаешь по дому, когда уезжаешь на съемки?

Я не то, что бы скучаю, я скорее радуюсь, когда возвращаюсь. Уезжая на съемку, радуюсь, что еду на нее, уезжая, радуюсь, что возвращаюсь домой.