Дом Cartier, великий французский ювелирный дом, основанный в самом центре Парижа в 1847 году, всегда славился своими изобретениями. Драгоценному «перу» этой почтенной марки принадлежат почти все ювелирные находки последнего времени.
Возьмем для тщательного рассмотрения такую примечательную и важную драгоценность, как браслет. Это историческое украшение, чья родословная уходит вглубь веков. Браслеты из различных металлов и с разными камнями — на руках и на ногах — носили и в древнем Египте, и в древней Греции. Позднее, в Новое время браслет считался частью ювелирной парюры, полного драгоценного гарнитура.
Однако, с появлением в самом начале XX века драгоценных женских часов (за их разработку до сих пор сражаются сразу две великих марки — Breguet и Chaumet) популярность браслета резко пошла вниз. Почему? Все просто: состоятельные клиентки предпочитали, если можно так выразиться, роскошный ювелирный «браслет» с умной механической начинкой. То есть, драгоценные часы, в которые был инсталлирован крошечный корпус с миниатюрным часовым калибром. Самыми легендарными в этом жанре заслуженно считаются знаменитые часы швейцарской компании Jaeger-LeCoultre — речь в данном случае идет о бриллиантовой модели «101 Calibre», дебютировавшей в 1931 году.
И, пожалуй, только дом Cartier остался верен ювелирным традициям: ежегодно, в рамках различных коллекций, дом показывал (и показывает в настоящее время) все новые и новые ювелирные браслеты, цена которых привычно равняется сотням тысяч евро. В Cartier не только верны традициям: ювелиры дома смогли создать три новых вида браслета.
Итак, 1920-1930 годы — это время становления плодотворного стиля ар-деко (официально стиль получил название на Парижской выставке декоративного искусства в 1925 году).
Ар-деко был невероятно популярен: стиль охватывал спорт, моду и архитектуру, интерьеры, часовой и ювелирный дизайны. Ар-деко и сегодня, с помощью огромных архивов, «питает» творчество практически всех европейских и американских ювелирных домов — от Van Cleef&Arpels и Boucheron до Tiffany&Co. и Harry Winston. Вклад дома Cartier в становление и развитие этого последнего «большого» стиля трудно переоценить: он огромен.
Все браслеты дома Cartier (и тогда, и сегодня) принято делить на три равноправных части — индийскую, китайскую и европейскую.
Европейский сегмент браслетов Cartier — это крупные, заметные, очень броские драгоценные изделия, созданные из множества мелких ювелирных деталей. В Cartier придумали особенную конструкцию — широкий и намеренно подвижный браслет, собранный из небольших бусин. Бусины элегантно обрамляли запястье и скреплялись очень большой ювелирной пряжкой. Как правило, это была небольшая драгоценная скульптура.
Самым известным европейским браслетом того времени считается широкий и одновременно очень нежный жемчужный браслет с огромной пряжкой в виде лебедя, сделанного из белых бриллиантов.
В начале 2000-х годов ювелиры Cartier практически полностью повторили это сложное изделие, которое было немедленно куплено неким анонимным китайским олигархом.
Китайские браслеты Cartier в духе европейского стиля «шинуазри» появились приблизительно в 1922-1924 годах. Сегодня подобных изделий много в архивах легендарной марки. Китайский браслет Cartier отличали особенная форма и материалы.
Форма здесь — подчеркнуто жесткая, неподвижная; браслет не полностью смыкался на запястье. Материалы — истинно национальные, китайские, а именно красный коралл и бледно-зеленый нефрит.
Из коралла ювелиры Cartier довольно быстро научились вырезать китайских мифологических героев — Дракона и его жену, птицу Феникс. Резьба по кораллу всегда была чрезвычайно трудоемким занятием, вот почему сегодня этот прием практически не используется в ювелирном деле.
Хрупкий нефрит тоже подвергался гравировке и, таким образом, создавался национальный китайский зелено-красный контраст. Подобные браслеты выходили в Cartier до конца 1930-х годов, они считались невероятно модными и не меняли своей палитры и конструкции.
Индийские браслеты Cartier впервые были представлены в 1923 году, то есть практически одновременно с браслетами китайскими. Индийский браслет Cartier — это яркое, драгоценное подвижное полотно, созданное не только из белого золота, но и с участием самых главных драгоценных камней первого класса — синих сапфиров, изумрудов с добавлением рубинов и белых бриллиантов.
Индийские драгоценные традиции неизменно предполагали, что любое драгоценное украшение в обязательном порядке является частью национального костюма. Вот почему индийский браслет всегда оставался подвижной ювелирной вещью.
Индийских махарадж в 1920-1930-е годы было много в Европе, преимущественно в Великобритании и Франции. Эти богачи хотели жить и одеваться точно так же, как это делали британские принцы и французские буржуа. Поэтому заказов на индийские украшения в европейских домах было множество (больше всего в Cartier, Chaumet и Boucheron). Европейские ювелиры не теряли времени зря, а вовсю трудились над изготовлением ювелирных вещиц в индийском духе.
Дом Cartier придумал собственный индийский стиль, который назывался «тутти-фрутти». Украшения этого стиля (чаще всего драгоценные браслеты, а также ювелирные броши) «состояли» из драгоценных камней первого класса с обязательной сложной гравировкой. Сегодня часть коллекций Cartier haute joallerie выполняется именно в таком стилистическом ключе.
Ювелирам марки удалось спасти драгоценный браслет от, казалось бы, неминуемого забвения. Уже после Второй мировой войны ювелирные браслеты стали вновь чрезвычайно востребованными. Пик их популярности пришелся на 1960-е и 1980-е годы.
Сегодня браслет считается важным ювелирным предметом, его «не смешивают» больше с ювелирными часами. Напротив, современный драгоценный дресс-код предполагает ношение браслета на одной руке и драгоценных часов — на другой.