Суббота, 14 декабря, 2024

Ар-деко — последний большой стиль XX века

Ар-деко считается последним большим стилем XX века. Что значит — «большим»? Дело в том, что стиль ар-деко затронул значительную, большую часть жизни западной цивилизации — архитектуру, кулинарию, литературу, музыку, прикладное и светское искусство, спорт, fashion, украшения и часы, а также (наверное, это самое важное) манеру жизни и поведения человека в обществе.

В западной исторической традиции, которая весьма отличается от традиции советско-российской, время влияния ар-деко принято называть «эпохой между двумя войнами». Западная цивилизация тогда находилась в чрезвычайно сложной ситуации: пережив ужасы первой мировой войны, она подсознательно (а психоанализ — еще один важный продукт ар-деко) готовилась к войне новой, еще более кровопролитной, чем первая. И тем ближе наступал роковой конец 1930-х, чем ближе была новая (вторая) мировая война, тем тяжеловесней, помпезнее и тревожней становился стиль ар-деко.

Ар-деко пришел на смену еще одному «большому» стилю — ар-нуво, или же модерну в российском значении. Целью модерна, возникшего в Европе 1890-х годах, было разрушение, размывание классического реалистического искусства, а вот задачей ар-деко — уже решительное восстановление именно такого убедительного и симметричного искусства в новых ипостасях и новейших орнаментах.

Интерьер ар-деко
Интерьер ар-деко

Интересно, что первые такты стиля ар-деко появились именно в ювелирном искусстве. В 1915 году легендарный французский дом Cartier представил в витрине флагманского бутика на парижской Rue de la Paix женские часы на подвеске с орнаментом «пантера». Необычное драгоценное изделие имело четко выраженную геометрически симметричную форму (прямоугольник) и броский, лаконичный, графический рисунок — черно-белый, созданный из платины, белых бриллиантов и черного оникса.

часы в прямоугольном корпусе из оникса и бриллиантов с рисунком Panthère, 1915 г. Cartier
Cartier, часы в прямоугольном корпусе из оникса и бриллиантов с рисунком Panthère, 1915 г.

Собственно, эту вещь Cartier заслуженно считают дебютом стиля ар-деко, практически его художественным манифестом. Тем удивительнее выглядит следующее обстоятельство: окончательно ар-деко оформился и получил свое название лишь спустя десять лет, в 1925 году — после Выставки декоративного искусства в Париже.

Открытка Международной выставки современного декоративно-промышленного искусства, 1925 г.
Открытка Международной выставки современного декоративно-промышленного искусства в Париже, 1925 г.

Именно на этой выставке многие марки изобразительного искусства, fashion, тканей, стекла, фарфора, столового серебра, драгоценных металлов и часов, показали свои персональные произведения, выполненные в духе ар-деко. Дело стояло за малым: как-то красиво назвать новый стиль. Art-deco, или же декоративное искусство, все исключительно просто!

Несколько слов о том, как изменился в эпоху ар-деко костюм: вместо загадочных и тонких одеяний модерна, такой сложной и трепетной моды Поля Пуаре, дизайнеры (и прежде всего, революционерка Габриэль Шанель) предложили динамичные и довольно простые костюмы для коктейля, спорта и пляжа. Входит в моду совершенно другая женская фигура: a la garçonne, «под мальчика», что ознаменовалось практически полным отсутствием груди и снижением линии талии — практически до бедер.

Луиза Брукс в фильме «Дело об убийстве канарейки»
Луиза Брукс в фильме «Дело об убийстве канарейки», 1929 г.

Кардинально изменились стрижки: они были также «под мальчика» вместо модернистского художественного «хаоса». Изменились светские манеры, ставшие более смелыми, сексуальными и развязными. Изменилась кухня и напитки: на смену утомительным семейным обедам и ужинам пришел стремительный светский коктейль, а вместо классического вина и шампанского публика стала употреблять рискованные и необычные «миксы» (или же коктейли). Еще одно название времени ар-деко — коктейльная эпоха.

Сцена из бродвейсккого мюзикла «Золотые копатели»
Сцена из бродвейсккого мюзикла «Золотые копатели», 1935 г.

Разумеется, радикально и броско преобразились часы и ювелирные украшения. Вместо короткого чокера модерна — длинный, почти бесконечный сотуар ар-деко (цепочка, которая завершалась в районе бедер большим стразом). Вместо фамильных белых бриллиантов — огромные яркие сверкающие искусственные стразы, а также цветной искусственный жемчуг (его ввела в моду Шанель, обожавшая бижутерию). В моду вошли спорт (теннис, футбол, горные лыжи, фигурное катание, автомобильные гонки), яхтинг и пляж с неизменным загаром и курорты — от Довилля до Биарицца и Монте-Карло. Вошли в моду и дальние путешествия, а также стало популярным национальное искусство дальнего Востока — Японии, Китая и Индии.

Van Cleef & Arpels, бриллиантовый сотуар в стиле ар-деко
Van Cleef & Arpels, бриллиантовый сотуар в стиле ар-деко, 1930-е гг.

Верные признаки ар-деко таковы: симметричность, повышенное внимание к поделочным материалам, удобство, утилитарность, помпезность и расточительность. Красота в ар-деко часто сводится к функции: принцип блестящего института архитектуры Баухауз «красота как функция» здесь заявлен отчетливо и абсолютно прекрасно.

Cartier, браслет Art Deco
Cartier, браслет Art Deco, примерно 1925 г.

У Cartier в эпоху ар-деко появились часы Tank, Pasha, минималистическое кольцо Trinity, которые и сегодня поражают воображение именно своей подчеркнутой функциональностью. Еще из изобретений ар-деко, к которым марка часто обращается, можно назвать китайские «магические часы» из красных кораллов, нефрита и горного хрусталя, внимание к национальному индийскому стилю (в версии Cartier он называется «тутти-фрутти»).

Cartier, настольные часы Portique Mystery, 1923 год: золото, платина, горный хрусталь, бриллианты огранки «роза», коралловые кабошоны, оникс и черная эмали. Ось трансмиссии в перекладине из горного хрусталя замаскирована коралловым кабошоном
Cartier, настольные часы Portique Mystery, 1923 год: золото, платина, горный хрусталь, бриллианты огранки «роза», коралловые кабошоны, оникс и черная эмали. Ось трансмиссии в перекладине из горного хрусталя замаскирована коралловым кабошоном
настольные часы Portique Mystery Cartier Paris Cartier

Другой видный французский ювелирный дом Van Cleef & Arpels смог запатентовать сразу несколько выигрышных изделий и техник, ставших впоследствии культовыми для художественно почерка марки. Так, к фирменной технике Van Cleef & Arpels относится трудоемкая «mystery setting» (невидимая оправа), гибкий трубчатый браслет системы «tubogas», а также один из важных фетишей всей эпохи — ювелирной сумочке «минодьер». Такая оригинальная сумочка была чем-то похожа на драгоценный портсигар (лучшие той поры — у дома Chaumet), но только чуть побольше в размере. Внутри такого «портсигара», сделанного, как правило, из ярко-желтого золота, помещались несколько крепких сигарет, губная помада и зажигалка. Верхняя крышка минодьера щедро украшалась различными драгоценными камнями. Словом, это была совершенно необходимая в светской жизни, яркая и заметная дорогостоящая безделушка.

Van Cleef & Arpels, минодьер, фото 2
минодьер Van Cleef & Arpels, фото 1
Van Cleef & Arpels, минодьер

Дом Boucheron, как и Cartier, отметился драгоценными предметами, связанными с национальной индийской драгоценной традицией. Напомним, что индийские махараджи были частными гостями в Европе, они хотели жить и одеваться как настоящие европейцы. Сначала, в 1910-х, махараджи целенаправленно путешествовали в Лондон, где одевались у лучших портных прославленной Севил-Роу. В начале 1920-х годов сказочные, бородатые и пузатые индийские князья зачастили в Париж, чтобы заказывать оригинальные драгоценности у французских ювелиров. В 1928-м году, то есть в период расцвета ар-деко, один из махараджей по имени Патиала пришел в магазин Boucheron на Вандомской площади с большим сундуком, который несли за ним служки. В сундуке оказались прекрасные драгоценные камни — бриллианты, сапфиры, изумруды и рубины, а также превосходный жемчуг. Ювелиры Boucheron изготовили из этих поражающих воображение «материалов» удивительные драгоценные вещи в духе микса европейского ар-деко и национальной индийской традиции. С тех давних пор в Boucheron в среднем раз в пять лет возвращаются к такому своему экзотическому наследию. И делают это крайне удачно и правильно.

Boucheron, ожерелье Plastron Émeraudes из коллекции Histoire de Style
Boucheron, ожерелье Plastron Émeraudes, насчитывающее более тысячи карат замбийских изумрудных бусин, из коллекции Histoire de Style
ожерелье из коллекции Histoire de Style Boucheron
Boucheron, ожерелье из коллекции Histoire de Style

Надо сказать, что те ювелирные и часовые марки, у которых есть архивы этого стиля, ежегодно обращаются к старинным чертежам и рисункам. Другими словами, ар-деко, закончившийся с наступлением второй мировой войны, парадоксальным образом жив и до сих пор. Конечно, с точки зрения эмоций сейчас это совершенно другой стиль, но, согласитесь, и правда очень приятно иметь какую-нибудь вещицу в персональной коллекции, датируемую 1925-м годом. Сами марки прекрасно знают эту слабость коллекционеров и с радостью играют на этом. С другой стороны, никто не остается в накладе: ведь технические и эстетические традиции почти вековой давности счастливо живут и побеждают.

коллекция ювелирных украшений Coco Avant Chanel
Chanel, коллекция ювелирных украшений Coco Avant Chanel

Не пропустите