Ар-деко считается последним большим стилем XX века. Что значит — «большим»? Дело в том, что стиль ар-деко затронул значительную, большую часть жизни западной цивилизации — архитектуру, кулинарию, литературу, музыку, прикладное и светское искусство, спорт, fashion, украшения и часы, а также (наверное, это самое важное) манеру жизни и поведения человека в обществе.
В западной исторической традиции, которая весьма отличается от традиции советско-российской, время влияния ар-деко принято называть «эпохой между двумя войнами». Западная цивилизация тогда находилась в чрезвычайно сложной ситуации: пережив ужасы первой мировой войны, она подсознательно (а психоанализ — еще один важный продукт ар-деко) готовилась к войне новой, еще более кровопролитной, чем первая. И тем ближе наступал роковой конец 1930-х, чем ближе была новая (вторая) мировая война, тем тяжеловесней, помпезнее и тревожней становился стиль ар-деко.
Ар-деко пришел на смену еще одному «большому» стилю — ар-нуво, или же модерну в российском значении. Целью модерна, возникшего в Европе 1890-х годах, было разрушение, размывание классического реалистического искусства, а вот задачей ар-деко — уже решительное восстановление именно такого убедительного и симметричного искусства в новых ипостасях и новейших орнаментах.
Интересно, что первые такты стиля ар-деко появились именно в ювелирном искусстве. В 1915 году легендарный французский дом Cartier представил в витрине флагманского бутика на парижской Rue de la Paix женские часы на подвеске с орнаментом «пантера». Необычное драгоценное изделие имело четко выраженную геометрически симметричную форму (прямоугольник) и броский, лаконичный, графический рисунок — черно-белый, созданный из платины, белых бриллиантов и черного оникса.
Собственно, эту вещь Cartier заслуженно считают дебютом стиля ар-деко, практически его художественным манифестом. Тем удивительнее выглядит следующее обстоятельство: окончательно ар-деко оформился и получил свое название лишь спустя десять лет, в 1925 году — после Выставки декоративного искусства в Париже.
Именно на этой выставке многие марки изобразительного искусства, fashion, тканей, стекла, фарфора, столового серебра, драгоценных металлов и часов, показали свои персональные произведения, выполненные в духе ар-деко. Дело стояло за малым: как-то красиво назвать новый стиль. Art-deco, или же декоративное искусство, все исключительно просто!
Несколько слов о том, как изменился в эпоху ар-деко костюм: вместо загадочных и тонких одеяний модерна, такой сложной и трепетной моды Поля Пуаре, дизайнеры (и прежде всего, революционерка Габриэль Шанель) предложили динамичные и довольно простые костюмы для коктейля, спорта и пляжа. Входит в моду совершенно другая женская фигура: a la garçonne, «под мальчика», что ознаменовалось практически полным отсутствием груди и снижением линии талии — практически до бедер.
Кардинально изменились стрижки: они были также «под мальчика» вместо модернистского художественного «хаоса». Изменились светские манеры, ставшие более смелыми, сексуальными и развязными. Изменилась кухня и напитки: на смену утомительным семейным обедам и ужинам пришел стремительный светский коктейль, а вместо классического вина и шампанского публика стала употреблять рискованные и необычные «миксы» (или же коктейли). Еще одно название времени ар-деко — коктейльная эпоха.
Разумеется, радикально и броско преобразились часы и ювелирные украшения. Вместо короткого чокера модерна — длинный, почти бесконечный сотуар ар-деко (цепочка, которая завершалась в районе бедер большим стразом). Вместо фамильных белых бриллиантов — огромные яркие сверкающие искусственные стразы, а также цветной искусственный жемчуг (его ввела в моду Шанель, обожавшая бижутерию). В моду вошли спорт (теннис, футбол, горные лыжи, фигурное катание, автомобильные гонки), яхтинг и пляж с неизменным загаром и курорты — от Довилля до Биарицца и Монте-Карло. Вошли в моду и дальние путешествия, а также стало популярным национальное искусство дальнего Востока — Японии, Китая и Индии.
Верные признаки ар-деко таковы: симметричность, повышенное внимание к поделочным материалам, удобство, утилитарность, помпезность и расточительность. Красота в ар-деко часто сводится к функции: принцип блестящего института архитектуры Баухауз «красота как функция» здесь заявлен отчетливо и абсолютно прекрасно.
У Cartier в эпоху ар-деко появились часы Tank, Pasha, минималистическое кольцо Trinity, которые и сегодня поражают воображение именно своей подчеркнутой функциональностью. Еще из изобретений ар-деко, к которым марка часто обращается, можно назвать китайские «магические часы» из красных кораллов, нефрита и горного хрусталя, внимание к национальному индийскому стилю (в версии Cartier он называется «тутти-фрутти»).
Другой видный французский ювелирный дом Van Cleef & Arpels смог запатентовать сразу несколько выигрышных изделий и техник, ставших впоследствии культовыми для художественно почерка марки. Так, к фирменной технике Van Cleef & Arpels относится трудоемкая «mystery setting» (невидимая оправа), гибкий трубчатый браслет системы «tubogas», а также один из важных фетишей всей эпохи — ювелирной сумочке «минодьер». Такая оригинальная сумочка была чем-то похожа на драгоценный портсигар (лучшие той поры — у дома Chaumet), но только чуть побольше в размере. Внутри такого «портсигара», сделанного, как правило, из ярко-желтого золота, помещались несколько крепких сигарет, губная помада и зажигалка. Верхняя крышка минодьера щедро украшалась различными драгоценными камнями. Словом, это была совершенно необходимая в светской жизни, яркая и заметная дорогостоящая безделушка.
Дом Boucheron, как и Cartier, отметился драгоценными предметами, связанными с национальной индийской драгоценной традицией. Напомним, что индийские махараджи были частными гостями в Европе, они хотели жить и одеваться как настоящие европейцы. Сначала, в 1910-х, махараджи целенаправленно путешествовали в Лондон, где одевались у лучших портных прославленной Севил-Роу. В начале 1920-х годов сказочные, бородатые и пузатые индийские князья зачастили в Париж, чтобы заказывать оригинальные драгоценности у французских ювелиров. В 1928-м году, то есть в период расцвета ар-деко, один из махараджей по имени Патиала пришел в магазин Boucheron на Вандомской площади с большим сундуком, который несли за ним служки. В сундуке оказались прекрасные драгоценные камни — бриллианты, сапфиры, изумруды и рубины, а также превосходный жемчуг. Ювелиры Boucheron изготовили из этих поражающих воображение «материалов» удивительные драгоценные вещи в духе микса европейского ар-деко и национальной индийской традиции. С тех давних пор в Boucheron в среднем раз в пять лет возвращаются к такому своему экзотическому наследию. И делают это крайне удачно и правильно.
Надо сказать, что те ювелирные и часовые марки, у которых есть архивы этого стиля, ежегодно обращаются к старинным чертежам и рисункам. Другими словами, ар-деко, закончившийся с наступлением второй мировой войны, парадоксальным образом жив и до сих пор. Конечно, с точки зрения эмоций сейчас это совершенно другой стиль, но, согласитесь, и правда очень приятно иметь какую-нибудь вещицу в персональной коллекции, датируемую 1925-м годом. Сами марки прекрасно знают эту слабость коллекционеров и с радостью играют на этом. С другой стороны, никто не остается в накладе: ведь технические и эстетические традиции почти вековой давности счастливо живут и побеждают.