История знаменитого французского ювелирного дома Van Cleef & Arpels началась с одной истории любви. В 1895 году Эстель Арпельс, дочь торговца драгоценными камнями, вышла замуж за Альфреда Ван Клифа, сына резчика по камню.
А уже в 1906 году, в результате этого союза, в Париже появился первый магазин ювелирного Дома Van Cleef & Arpels, который Альфред Ван Клиф открыл вместе со своим тестем.
Так возник ювелирный бренд, узнаваемые изделия которого в свое время предпочитали самые известные и влиятельные женщины мира: императрица Ирана Фарах Пехлеви, принцесса Монако Грейс Келли, голливудская звезда Элизабет Тейлор, герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, Марлен Дитрих и Жаклин Кеннеди — вот лишь часть из списка знаменитостей и аристократов, предпочитавших украшения от Van Cleef & Arpels. Но о музах ювелирного Дома мы поговорим позднее. Для начала давайте посмотрим на эстетику бренда и на то, как развивался ювелирный Дом, история которого насчитывает уже более 100 лет.
В 20-е годы XX века, в так называемые «ревущие двадцатые» — время зарождения ар-деко и развития джаза, ювелирный Дом увлекается использованием бриллиантов и платины в своих украшениях. В это время к семейному делу присоединяется дочь Альфреда и Эстель — Рене Пюиссан вместе со своим мужем Эмилем. Рене Пюиссан стала креативным директором ювелирного Дома, и именно при ее участии выработался неповторимый стиль украшений Van Cleef & Arpels.
В это же время, после открытия Говардом Картером гробницы Тутанхамона в 1922 году, на Западе начинается новая волна египтомании. Ювелирный дом, вдохновленный Востоком, создает экзотические изделия с изображениями сфинксов, цветов лотоса, иероглифов и египетских орнаментов.
В 30-е годы Дом Van Cleef & Arpels постепенно утверждает свой уникальный стиль и создает колье Passe-Partout. Это колье стало первым украшением-трансформером в коллекции Van Cleef & Arpels. Колье Passe-Partout состоит из цепочки-змейки, на которой располагаются небольшие съемные броши в виде цветов. Это украшение можно носить в пяти вариациях: как колье, браслет, чокер, ремень или сотуар.
В эти же годы, кроме революционного колье-трансформера, Дом представляет сразу несколько ювелирных инноваций: первую сумочку—минодьер, патентует революционную технику крепления драгоценных камней под названием «Невидимая оправа», знаменитые часы Cadenas.
Королева Египта Назли, жена короля Фауда, умершего в 1936 году, и мать короля Фарука, заказала у Van Cleef & Arpels предметы, которые до сих пор поражают воображение: бриллиантовое ожерелье и тиару в 274 карата. Эти уникальные изделия предназначались для свадебной церемонии дочери Назли, принцессы Фавзии и наследного принца Ирана Мохаммад Реза Пехлеви, будущего шаха, в марте 1939 года. Однако самое грандиозное колье с 673 бриллиантами в 204,03 карат будущая свекровь шаха на день свадьбы дочери надела сама.
В годы Второй мировой войны мастерам Дома, из-за возникших сложностей с поставками драгоценных камней в Европу, приходится работать преимущественно с золотом. В это время появляются уникальные украшения бренда, которые уже много десятилетий ассоциируются с Van Cleef & Arpels. Среди таких произведений искусства — знаменитые броши-балерины и броши-феи, а также броши в виде букетов цветов.
50-е годы у ювелирного Дома характеризуются культовым колье Zip, своей формой напоминающим застежку-молнию. Это произведение искусства Дом создает, вдохновившись миром Высокой моды и открытиями кутюрье Эльзы Скиапарелли, решившей поместить видимую молнию на одежду. Принято считать, что идею этого колье Рене Пюиссан подала герцогиня Виндзорская в конце 30-х годов. Но только в 50-х украшение обретает свой окончательный дизайн: в расстегнутом виде оно носится как колье, а в застегнутом варианте как браслет.
В 1956 году Дом создает для Грейс Келли ювелирный сет с бриллиантами и жемчугом, в который входят ожерелье, серьги и браслет. Этот сет для своей невесты заказал князь Ренье III, после чего Van Cleef & Arpels становится официальным поставщиком Княжества Монако.
В 60-е годы творческий союз Пьера Арпельса и Джорджа Баланчина подарил миру балет «Jewels» («Драгоценности»), премьера которого состоялась в Нью-Йорке в 1967 году.
В этом же году Van Cleef & Arpels создают колье, серьги и корону для императрицы Ирана Фарах Пехлеви по случаю ее коронации. Корона императрицы была украшена 1469 бриллиантами, 36 рубинами и изумрудами, и 105 жемчужинами.
В 1968 году ювелирный Дом презентует свою культовую коллекцию Alhambra с четырехлистным клевером — символом удачи.
Американская актриса Грейс Келли, которая впоследствии стала принцессой Монако Грейс, была давней поклонницей Van Cleef & Arpels и коллекционером ожерелий Alhambra из кораллов, малахита, горного хрусталя и черепахового панциря. Она регулярно носила два или три колье одновременно, добавляя кулон Alhambra.
Во второй половине XX века Дом Van Cleef & Arpels запатентовал две новые техники невидимой оправы и запустил направление нишевой парфюмерии, представив свой дебютный аромат под названием «First» — женский аромат с нотами малины, розы, бергамота и ванили.
С начала 2000-х Van Cleef & Arpels активно создает тематические коллекции Высокого ювелирного искусства («High Jewellery»).
Une Journée à Paris
Коллекция Une Journée à Paris (2006) посвящена Парижу и по-своему интерпретирует все главные достопримечательности города.
L’Atlantide
Коллекция L’Atlantide (2007) была вдохновлена мифом о затонувшей Атлантиде, поэтому в изделиях встречаются образы морских существ и русалок.
Les Voyages Extraordinaires
На коллекцию Les Voyages Extraordinaires (2010) мастеров Дома вдохновили произведения Жюля Верна: «Путешествие к центру Земли», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре» и «С Земли на Луну».
Romeo & Juliet
Одной из последних знаковых коллекций стала Romeo & Juliet (2019), посвященная Уильяму Шекспиру и его двум знаменитым влюбленным. Но в отличии от двух влюбленных из Вероны, история любви Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс оказалась со счастливым концом и длится уже более ста лет, продолжаясь в своем наследии — ювелирном Доме Van Cleef & Arpels.