В итоге все получилось идеально. Несмотря на потраченные нервы, моменты отчаянья и сомнения, в тот день, 20 ноября 1947 года юная Елизавета, будущая королева Великобритании чувствовала себя абсолютно счастливой. И самой красивой невестой на свете. Наследница британского престола, старшая дочь короля Георга VI, шла под венец под руку с прекрасным принцем Филиппом в роскошном платье, о котором в тяжелое послевоенное время сначала даже не осмеливалась и мечтать.
И как мечтать о подвенечном платье, когда страна еще не оправилась после второй Мировой Войны? Как планировать свадьбу, когда народ, включая королевскую семью, живет так трудно, так скромно, отказывая себе порой в необходимом, получая продукты и промышленные товары по карточкам?
Виндзоры долго не могли принять решение. Взвешивали за и против. Размышляли, уместно ли устраивать пышное торжество или же стоит ограничиться скромной церемонией. Ответ пришел от подданных. Британцы, пережившие тяготы войны, уставшие от суровых будней, хотели праздника, желая хоть на день забыть о лишениях и порадоваться счастью своей будущей королевы. О чем к тому же поведал опрос населения, проведенный одной из газет.
Кому доверить пошив платья вопрос не стоял. За работу взялся официальный модельер Виндзоров с 1938 года, Норман Хартнелл, создатель десятков нарядов для матери Елизаветы, а также для признанных красавиц того времени — Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор и Вивьен Ли.
Отдавая себе отчет в государственной важности события, кутюрье отправился искать вдохновение в Национальную Галерею. Обойдя все залы, он нашел то, что идеально подходило к образу юной принцессы — прекрасную картину Боттичелли «Весна».
По замыслу Хартнелла струящееся платье а-силуэта с восхитительным четырехметровым шлейфом из тюля должно было быть выполнено из атласа-дюшеса цвета слоновой кости, и расшито цветочными узорами из жемчуга, каждый из которых имел свое символическое значение. Розы — символ Йорков и Англии, флер-д-оранж — символ девственности и чистоты, жасмин — символ счастья и искренности, колосья — символ плодородия.
Свадебный образ невесты планировалось дополнить пятиметровой фатой из тончайшего тюля, атласными туфельками и бриллиантовой тиарой матери.
Эскиз получился дивный. Оставалось воплотить замысел художника в жизнь. Однако здесь пришлось решать две серьезные проблемы.
Первой из которых стала покупка ткани. Ста талонов невесты не хватало на наряд. Женщины Британии кинулись отправлять принцессе свои, но талоны были именными и закон не позволял обналичивать талоны с другими именами. Тогда Парламент, учитывая особый случай и настрой подданных, пошел на встречу Елизавете и выделил еще двести.
Атлас-дюшес нужного цвета и текстуры нашелся в Шотландии, в компании Winterthur. Но тут опять возникла загвоздка. Если шелкопряды, давшие шелк, родом из стран фашистской коалиции — итальянские или японские, то есть вражеские, ткань для наряда наследницы британского престола использовать нельзя. Хартнелл был на волоске от обвинения в госизмене. Все выдохнули с облегчением, когда выяснилось, что шелкопряд был китайским.
Приобретение огромного количества жемчуга для вышивки стало второй проблемой. В послевоенной Британии его просто не было в нужном объеме. Тогда жемчуг заказали в США, и, после оплаты значительного налога за ввоз, более десяти тысяч жемчужин были доставлены в Лондон.
Можно было приступать к работе. Два месяца двадцать пять лучших швей и десять вышивальщиц, давших особую подписку о неразглашении информации, в условиях строжайшей секретности, в ателье с закрашенными краской и зашторенными светонепроницаемым муслином окнами, творили чудо — воплощали замысел модельера, шили уникальное свадебное платье принцессы, вышивали жемчужные гирлянды.
Результат превзошел все ожидания. Миниатюрная Елизавета выглядела божественно в изысканном платье со шлейфом. Наряд с неглубоким вырезом и длинными рукавами, богато украшенный жемчугом и стразами, получился королевским. Не важно, что ей пришлось делать макияж самой. Не важно, что тиара сломалась накануне свадьбы и ее пришлось чинить. Не важно, что перед фотосессией куда-то делся букет невесты. Не важно, что ингредиенты для торта, которые было не достать, прислали в качестве гуманитарной помощи со всех континентов…
Елизавета была счастлива и уверена в будущем. Ведь у нее был маленький секрет с кутюрье — крошечный вышитый на платье четырехлистник, на счастье в семейной жизни, которая, к слову, продлилась семьдесят три года, до последнего вздоха принца Филиппа в 2021 году.
Норман Хартнелл через шесть лет создал для Елизаветы еще одно знаковое платье, для коронации. Но то подвенечное платье и само свадебное торжество занимают особое место в сердце королевы.
Как сказал премьер-министр Уинстон Черчилль, свадьба Елизаветы и Филиппа стала для нации «вспышкой цвета на общем сером пути».