Суббота, 27 июля, 2024

Выставка «Поэма про героиню. Анна Ахматова в Коломенском» в музее-заповеднике «Коломенское» откроется 10 августа

Проект «Поэма про героиню. Анна Ахматова в Коломенском», созданный в партнерстве с Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля и Государственным литературно-мемориальным музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме, будет представлен публике Коломенского 10 августа. Выставка во Дворце царя Алексея Михайловича позволит увидеть мемориальные вещи поэтессы, архивные фотографии, а также познакомит с памятниками национального искусства и культуры, которые были представлены в экспозиции в 1950–60-е годы, когда Анна Андреевна посещала территорию музея-заповедника.

Неизвестный фотограф. Анна Андреевна Ахматова. Москва, 1930-е гг.

Неизвестный фотограф. Анна Андреевна Ахматова. Москва, 1930-е гг. Из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Как известно, у Ахматовой не было постоянной квартиры в Москве. Она сама говорила, что жила здесь «бездомной» и останавливалась у друзей. Особый интерес представляют мемории поэтессы из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: платье, плащ, очки, трость, бусина из четок, подаренная Мариной Цветаевой во время встречи в июне 1941 года, книги с личными пометками и серия фотографий, запечатлевших Анну Андреевну в 1950–60-е годы.

Неизвестный фотограф. Анна Ахматова в гостях у Пастернака. Москва, 1949 г.

Неизвестный фотограф. Анна Ахматова в гостях у Пастернака. Москва, 1949 г. Из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Второй раздел экспозиции раскрывает особое отношение Анны Ахматовой к Коломенскому и акцентирует внимание на личном, ценностном отношении поэтессы к музею-заповеднику. В этой части экспозиции представлены памятники искусства из собрания музея-заповедника «Коломенское», которые Анна Ахматова могла видеть в выставочных залах в 1950–60-е годы. На вопрос Анатолия Наймана, с чего ему осваивать Москву, Ахматова ответила:

Смотря, что Вам интересно: если камни, то с Коломенского, если барахло — с Останкина.

Фризовый камень Львиных ворот. Белый камень; теска, резьба. Россия, XVII в.

Фризовый камень Львиных ворот. Белый камень; теска, резьба. Россия, XVII в. Из собрания Музея-заповедника «Коломенское»

Слюдяная оконица. Слюда, дерево, жесть; столярная работа, монтировка

Слюдяная оконица. Слюда, дерево, жесть; столярная работа, монтировка. Россия, конец XVII в. Из собрания Музея-заповедника «Коломенское»

Впервые Анна Андреевна оказалась в Коломенском в 1952 году, оправившись после первого инфаркта. В воспоминаниях Лидии Чуковской есть свидетельство от 13 июня 1952 года, передающее первое, наиболее яркое впечатление Ахматовой от посещения Коломенского:

Вернувшись в Москву из санатория, я, от избытка сил, сразу поехала смотреть Коломенское. Ничего похожего я в жизни не видела, это прекраснее Notre-Dame de Paris. Я целую неделю бредила Коломенским. Это неслыханно. Это должен видеть каждый и притом каждый день.

Виктор Куколь. Коломенское. Картон, масло. Москва, 1955 г.

Виктор Куколь. Коломенское. Картон, масло. Москва, 1955 г. Из собрания Музея-заповедника «Коломенское»

О восхищении Ахматовой церковью Вознесения говорят все мемуаристы, оставившие о ней воспоминания. Позднее она рекомендовала своим друзьям, приезжающим в Москву, обязательно посещать Коломенское. А через 10 лет после первого посещения написала стихотворение «Как древние в Коломенском ворота…», автограф этого произведения будет представлен в экспозиции грядущей выставки.

Неизвестный художник. Церковь Вознесения в Коломенском. Ватман; акварель, карандаш, рисунок. Москва, 1950-е гг.

Неизвестный художник. Церковь Вознесения в Коломенском. Ватман; акварель, карандаш, рисунок. Москва, 1950-е гг. Из собрания Музея-заповедника «Коломенское»

Не пропустите