Вторник, 8 октября, 2024

Выставка «Пикассо/Шанель» открылась в национальном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде

В национальном музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде (Thyssen-Bornemisza National Museum Madrid) открылась выставка «Пикассо/Шанель» (Picasso/Chanel), объединяющая моду и искусство и рассказывающая о дружбе и совместном творчестве между французским дизайнером Габриэль «Коко» Шанель и испанским художником Пабло Пикассо.

В экспозиции представлены картины и рисунки Пабло Пикассо, наряды Коко Шанель, которые носила Ольга Хохлова — первая жена испанского художника, образы от Шанель, вдохновлённые кубизмом, архивные документы, фото- и видеоматериалы, а также греческая краснофигурная ваза из Лукании с изображением Антигоны. Всего на выставке представлено около 50 моделей Коко Шанель, чередующихся с рисунками и картинами Пабло Пикассо.

Пабло Пикассо. «Obra Arlequín con espejo» («Арлекин с зеркалом»), 1923 г.

Пабло Пикассо. «Obra Arlequín con espejo» («Арлекин с зеркалом»), 1923 г.

Платье Chanel, 1922 гг.

Платье Chanel, 1922 г.

Выставка, выстроенная в хронологическом порядке, охватывает примерно десятилетие, с 1915 по 1925 год, и состоит из четырёх разделов: Стиль Шанель и кубизм (The Chanel style and Cubism), Ольга Пикассо (Olga Picasso), Антигона (Antigone) и Голубой экспресс (Le Train Bleu).

Пабло Пикассо. «Desnudo con Paños» («Обнаженная в лохмотьях»), 1907 г.

Пабло Пикассо. «Desnudo con Paños» («Обнаженная в лохмотьях»), 1907 г.

Платье Chanel, 1926-28 гг.

Платье Chanel, 1926-28 гг.

Первый раздел «Стиль Шанель и кубизм» рассказывает о влиянии кубизма на моду 1910-х годов и на творчество французского дизайнера. Здесь представлена серия картин и дизайнерских моделей, которые иллюстрируют связь между живописным течением «кубизм» и модой первой половины XX века. Прямые линии, углы и геометрические формы с картин художников-кубистов находят своё отражение в моделях, созданных Коко Шанель.

Пабло Пикассо. «Mujer con mandolina» («Женщина с мандолиной»), 1908 г.

Пабло Пикассо. «Mujer con mandolina» («Женщина с мандолиной»), 1908 г.

Помимо прямых линий, простоты кроя и практичности, дизайнер заимствовала у кубистов, придерживавшихся монохромности, любовь к чёрному, белому и бежевому цветам. Для этого раздела куратор выставки Паула Луэнго подбирала платья Шанель, по форме, структуре и цвету напоминающие картины Пикассо, представленные в экспозиции.

Пальто Chanel, 1929 г.

Пальто Chanel, 1929 г.

Второй раздел «Ольга Пикассо» посвящён первой жене Пабло Пикассо — русской балерине Ольге Хохловой. В экспозиции представлены многочисленные портреты кисти Пикассо, а также костюмы от Chanel, похожие на те, что изображены на картинах, ведь Ольга Пикассо была одной из самых преданных клиенток Коко Шанель. Платья этого периода творчества француженки найти было сложнее всего, так как из-за хрупкости ткани, моделей, созданных Шанель в 1920-х годах, осталось совсем немного.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Пабло Пикассо. «Portrait of woman in d`hermine pass (Olga)», 1923 г.

Пабло Пикассо. «Portrait of woman in d`hermine pass (Olga)», 1923 г.

Третий раздел под названием «Антигона» рассказывает о совместной работе Пабло Пикассо и Коко Шанель над адаптацией французского писателя Жана Кокто трагедии древнегреческого драматурга Софокла. Дизайнер и художник объединились, чтобы создать для спектакля декорации и костюмы, вдохновлённые Древней Грецией. Платья Шанель, созданные для этой театральной постановки, не сохранились, поэтому для раздела были подобраны платья 1920-х годов, напоминающие античные греческие образы.

Пабло Пикассо. «Mujer frente al mar» («Женщина на берегу моря»), 1922 г.

Пабло Пикассо. «Mujer frente al mar» («Женщина на берегу моря»), 1922 г.

Платье Chanel, 1927 г.

Платье Chanel, 1927 г.

Пабло Пикассо. «Tres mujeres en la fuente» («Три женщины у фонтана»), 1921 г.

Пабло Пикассо. «Tres mujeres en la fuente» («Три женщины у фонтана»), 1921 г.

«Голубой экспресс» — четвёртый раздел выставки и название балета, созданного русским импресарио Сергеем Дягилевым в 1924 году по либретто Жана Кокто. В основе сюжета — отдых представителей высшего общества на морском побережье. И снова Шанель и Пикассо вместе взялись за работу. Коко Шанель для одноактного балета разработала пляжные костюмы и модные аксессуары, а Пикассо создал сценический занавес и программки к балету. В этом разделе представлены репродукции платьев Шанель из Парижской оперы, которые были созданы специально для ремейка балета.

Фотография актеров из балета «Голубой экспресс», 1924 г.

Актеры балета «Голубой экспресс», 1924 г.: Леон Войцеховский, Лидия Соколова, Бронислава Нижинская, Антон Долин

Что: Выставка «Picasso/Chanel»
Где: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Paseo del Prado, 8 – 28014 Madrid, Spain
Когда: 11 октября 2022 – 15 января 2023

Не пропустите