Четверг, 21 ноября, 2024

Зритель на грани нервного срыва: 10 главных фильмов Педро Альмодовара

Он — воплощение и «голос» испанского кинематографа. Его работы признаны прессой, критиками и зрителями. Фильмы Альмодовара — это коллаж, абстракция, фантасмагория, подчас понятная далеко не всем, но режиссер от этого не страдает и прекрасно чувствует себя в разных жанрах, не боится сочетать несочетаемое и обожает провокацию во всех ее формах. Несмотря на избыточный, мгновенно узнаваемый антураж, Альмодовар неизменно поднимает общечеловеческие, философские и социальные темы, говорит на языке, понятном во всем мире. И самое интересное: почти во всех фильмах Педро главной героиней является женщина, чьи страдания режиссер разделяет, а хитростями, умениями и ловкостью — восхищается. Сегодня мы подготовили обзор из 10 фильмов режиссера — от дерзких и провокационных комедий до серьезных глубоких драм.

«Матадор», 1986

фильм «Матадор», 1986

Эротический триллер, который сам Альмодовар считает одним из слабых и абстрактных в своей фильмографии. Критики же с ним не согласны. Главный герой — Анхель Хименес. Он никак не может определиться с жизненным выбором и решает поступить в школу матадоров, несмотря на протесты рано овдовевшей матери. Искусству боя с быками Анхеля берется учить Диего. Когда-то он был блестящим матадором, но очередные увечья поставили крест на его дальнейшей карьере. Только вот Диего не только искусный матадор, но и убийца… Он соблазняет молодых женщин и своих учениц, после чего убивает и закапывает во дворе своего дома. Анхель, который изнасиловал свою соседку и решил себя наказать, берет убийства Диего на себя. Только вот полиция ему не верит… К чему приведет запутанная история и кого в конечном итоге отправят за решетку?

«Женщины на грани нервного срыва», 1988

фильм «Женщины на грани нервного срыва», 1988

Комедия, получившая две премии на первом вручении «Феликса», пять премий «Гойя», а также многочисленные номинации, в числе которых «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус». В центре сюжета — актриса дубляжа Пепа Маркос. Ее бросает любовник Иван, но женщина не хочет это оставлять просто так. Пепа намерена найти Ивана и выяснить причину ухода, а пока ей приходится выяснять отношения с его бывшей и безумной женой Люсией и сыном Карлосом. Только они, как и Пепа, не знают, куда делся Иван. В это же самое время Пепу атакует ее подруга Кандела, уверенная в том, что ее разыскивает полиция за любовную связь с террористом. Вместе они отправляются на консультацию к адвокату Паулине Моралес, не подозревая о том, что она и есть новая любовница Ивана. В итоге, все женщины в фильме Альмодовара — на грани нервного срыва… А что поделать?

«Свяжи меня!», 1990

фильм «Свяжи меня!», 1990

Романтическая комедия с Антонио Бандерасом и Викторией Абриль в главных ролях. В центре сюжета — молодой парень Рики. Его совсем недавно выписали из психиатрической клиники, он намерен начать другую и счастливую жизнь. Но что-то пошло не по плану… Объектом преследования мужчины становится порноактриса и наркоманка Марина. Когда-то давно Рики имел с ней случайную связь за деньги, а он влюбился и… обещал вернуться. Марина думала, что больше никогда не увидит Рики и благополучно о нем забыла. Только вот Рики не забыл и решил, что женщина должна принадлежать только ему. Рики ничего не придумал умнее, чем похитить Марину. Сюжет приобретает совсем неожиданный поворот, когда вместо того, чтобы молить о пощаде и попытаться сбежать, Марина влюбляется в Рики (стокгольмский синдром в действии). После выхода в прокат фильм стал абсолютным лидером зрительского интереса, только вот феминистки и многие зарубежные критики ополчились, обвиняя Альмодовара в пропаганде насилия над женщинами.

«Все о моей матери», 1999

фильм «Все о моей матери», 1999

Мелодрама, где почти все роли сыграли женщины. Картина удостоилась премий «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар» и BAFTA за лучший фильм на иностранном языке, а также завоевала приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Свой фильм Педро Альмодовар посвятил всем актрисам и женщинам, которые играют, а также мужчинам, которые играют и перевоплощаются в женщин. Мать-одиночка Мануэла теряет единственного сына Эстебана в результате наезда автомобиля. Работая трансплантологом и уговаривая людей отдать органы погибших родственников, Мануэла стоит на распутье и не знает — отдавать ли сердце сына, чтобы оно начало биться в чужом теле… Убитая горем женщина пытается начать новую жизнь, отправившись в город своей бурной молодости — Барселону. Здесь она встречает людей из своего прошлого, а также блудного папашу своего сына и его окружение, от которого Мануэла бежала 17 лет назад…

«Поговори с ней», 2002

фильм «Поговори с ней», 2002

Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале 2002 года, и он получил большое количество престижных наград, включая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Интересно, что идеей для сценария стала реальная история о сотруднике румынского морга, который попытался заняться сексом с женщиной, впавшей в летаргический сон и принятой врачами мертвой. После надругательства женщина пришла в себя, а мужчина подвергся уголовной ответственности. При этом ни женщина, ни ее родственники не предъявляли к сотруднику морга никаких обвинений, напротив, были благодарны за чудесное воскрешение. Действие сюжета происходит в загородном санатории. Бениньо и Марко ухаживают за двумя находящимися в коме женщинами — балериной Алисией и тореадором Лидией. И это не просто работа — это чувства. Мужчины разговаривают со своими возлюбленными, в надежде, что те очнутся и смогут ответить взаимностью. Только откровения и обвинения в изнасиловании приводят к разрыву отношений между четырьмя людьми.

«Дурное воспитание», 2004

фильм «Дурное воспитание», 2004

Энрике — преуспевающий 27-летний режиссер, находящийся в поиске нового сюжета для своего фильма. Однажды, на порог его офиса наведывается некий Игнасио, представляющийся другом детства. Парню срочно нужна работа, он передает Энрике написанный рассказ «Визит» о детских годах в католическом интернате и сексуальных домогательствах со стороны падре Маноло. Энрике заинтересован сюжетом и даже решил наведаться в родные края своего друга, где узнает, что Игнасио давно нет в живых… Кто выдает себя за Игнасио и зачем? «Дурное воспитание» — один из очень личных фильмов Альмодовара. Считается, что частично сюжет основан на личной истории режиссера. Сколько в картине выдумки, остается только догадываться. Один из немногих фильмов в творчестве режиссера, где на передний план выдвигаются мужчины.

«Возвращение», 2006

фильм «Возвращение», 2006

На Каннском кинофестивале 2006 года фильм получил награды в категориях «Лучший сценарий» и «Лучшая актриса», причем последняя была присуждена шести актрисам, снявшимся в фильме: Пенелопе Крус, Лоле Дуэньяс, Кармен Мауре, Бланке Портильо, Йохане Кобо и Чус Лампреаве. «Возвращение» — о семейных ценностях, взаимопонимании, любви и поддержке. Через четыре года после собственной смерти Ирена возвращается на землю в виде призрака. Ей не нужно ничего, только прощение от близких людей. Ирена появляется перед дочерью и внучкой, помогает им по хозяйству и дает советы. Ее дочь Раймунда — привлекательная девушка с волевым характером, только ей приходится жить с мужем-бездельником еще и тираном, работать в два раза больше и взваливать на себя все домашние обязанности. И вот однажды, муж Раймунды «случайным образом» умирает на кухне… Сюжет фильма довольно запутанный, но крайне интересный.

«Кожа, в которой я живу», 2011

фильм «Кожа, в которой я живу», 2011

Психологический триллер с элементами фантастики, по мотивам бульварной повести ужасов «Тарантул» Тьерри Жонке. Как и многие шедевры Педро Альмодовара, премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале. Роберт Ледгард (Антонио Бандерас) — именитый пластический хирург, представивший на всеобщее обозрение свое уникальное открытие — искусственную человеческую кожу. Она устойчива к любым механическим повреждениям. Роберт утверждает, что все эксперименты отработаны на лабораторных мышах, и только его домработница знает, что в закрытой комнате своего загородного дома блестящий хирург держит взаперти молодую и привлекательную девушку по имени Вера. Именно на ней Роберт и проводит все испытания… Когда правда всплывет наружу, хирург рискует не только лишиться практики, но и свободы, а может и жизни.

«Разомкнутые объятия», 2009

фильм «Разомкнутые объятия», 2009

Третий фильм Альмодовара, включенный в основной конкурс Каннского кинофестиваля, четвертый из показанных в Каннах. Главный герой — известный сценарист Матео Бланко, живущий под псевдонимом Гарри Кейн. Четырнадцать лет назад в страшной автомобильной аварии он потерял зрение и любимую женщину — прекрасную актрису Лену. С тех самых пор о Матео заботится его давняя и близкая подруга Джудит. Когда она занята, компанию мужчине составляет ее сын Диего, ставший также помощником в написании сценариев. Размеренную жизнь Матео нарушает смерть влиятельного бизнесмена Эрнесто Мартеля. С целью снять о его жизни автобиографию, к сценаристу заявляется наследник Рэй Экс. Матео отказывает в жесткой форме, но решает поведать историю любовного квадрата, закончившуюся трагически, Диего… Кто знает, может из этого рассказа выйдет потрясающий сценарий?

«Боль и слава», 2019

фильм «Боль и слава», 2019

Один из последних шедевров неподражаемого Педро Альмодовара, получивший многочисленное количество номинаций и наград. Фильм получился наполовину автобиографическим. В центре сюжета оказывается талантливый кинорежиссер Сальвадор Майло (Антонио Бандерас). Он переживает творческий кризис и думает, что больше ничего толкового не снимет. Повествование состоит из отрывков разных частей жизни режиссера, а также из встреч Сальвадора с разными людьми: одни происходят физически, другие всплывают в его памяти. Мужчина отправляется по просторам своих воспоминаний и фантазий, чтобы понять — кто он и что ему делать дальше.

Не пропустите