Современный испанский кинематограф — яркая мозаика из лент Педро Альмодовара, Хулио Медема, Алехандро Аменабара и еще сотни имен, которые нам только предстоит узнать. В кинообзоре glossymag.ru: 10 знаменитых кинорежиссеров современной Испании и их выдающиеся фильмы, которые обязательно стоит посмотреть.
Педро Альмодовар (Pedro Almodovar), род. 1949
Его знают даже те, кто далек от кинематографа (любого, даже не испанского) в принципе. Педро — символ испанского кино, его надежда, спасение и опора. Он начал свою карьеру с короткометражек, а в 1980 году снял первый полнометражный фильм — «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Картину крутили в независимых кинотеатрах, но Педро заявил о себе, став одним из самых узнаваемых и популярных режиссеров в Испании. Путь к мировой славе был тернист и не прост. Только спустя 19 лет об Альмодоваре заговорили вне родной Испании. И все благодаря драме «Все о моей матери». На данный момент фильмография режиссера насчитывает 42 картины, самыми известными из которых стали: «Возвращение», «Разомкнутые объятия», «Кожа, в которой я живу», «Боль и слава». Если вы любите неоднозначные, подчас не до конца понятные картины, то творчество Альмодовара окажется вам близким.
Фернандо Труэба (Fernando Trueba), род. 1955
Фернандо окончил факультет общественных наук и несколько лет работал критиком в печатных изданиях, а затем основал собственный журнал. Параллельно с работой издателя и критика, Труэба снимал короткометражные ленты, но в 1980 году снял полнометражную картину «Опера Прима». Фильм получил одобрение критиков, несмотря на довольно мрачный сюжет с элементами юмора. Кстати, именно этот прием использовал режиссер в дальнейших своих работах — смешивал тяжелое и смешное. Самыми известными фильмами Фернандо стали: «Изящная эпоха», «Двое — это слишком», «Люмьер и компания», «Девушка твоей мечты», «Художник и его модель», «Испанская королева», «Грядущая забывчивость». Надеемся, режиссер подарит нам еще немало достойных фильмов, которые захочется пересматривать и искать в них новые смыслы.
Хулио Медем (Julio Medem), род. 1958
Этот импозантный мужчина вовсе не собирался становиться режиссером. Он окончил медицинский факультет Университета Страны Басков и мечтал работать хирургом. Но судьба распорядилась иначе. Еще в школе Хулио снимал экспериментальные фильмы, после института перешел на короткометражные картины, а в 1991 году состоялся его первый полнометражный дебют. Это был фильм «Коровы», представленный на кинофестивалях в Токио, Турине и Александрии. Эту картину по достоинству оценил сам Стивен Спилберг, предложив Медему снять вестерн «Маска Зорро». Но Хулио отказался, сказав, что ему совершенно не близок сюжет. Что же близко испанцу? Концептуальные мелодрамы, где большое внимание уделяется взаимоотношениям людей и откровенным сценам. Особенно Хулио любит демонстрировать связь женщин с природой. Самыми популярными работами Медема считаются «Рыжая белка», «Любовники полярного круга», «Люсия и секс», «Беспокойная Анна», «Комната в Риме», «Ма Ма» и «Кровавое дерево».
Алекс де ла Иглесиа (Alex de la Iglesia), род. 1967
Он учился на философском факультете, после которого устроился в издательство, сочинял различные истории для комиксов, но хотел чего-то больше. Алекс решил, что его привлекает кинематограф и устроился на должность ассистента к Энрике Урбису. Через несколько лет Иглесиа снял первую самостоятельную работу. Это была короткометражка «Мама», рассказывающая о семье, живущей в подвале после апокалипсиса. Дебютом в полнометражном кино стала картина «Операция „Мутанты“», затем последовали «День зверя», «Пердита Дуранго», «Коммуналка», «Идеальное преступление», «Убийства в Оксфорде», «Ведьмы из Сугаррамурди», «Месси», «Идеальные незнакомцы». Творчество Алекса поймут далеко не все — только истинные фанаты странностей.
Фернандо Леон Де Араноа (Fernando León de Aranoa), род. 1968
Он окончил факультет аудиовизуальных наук в мадридском Университете Комплутенсе и начал свою карьеру на телевидении в качестве сценариста сериалов и различных шоу. Лишь в 1996 году Леон решился встать за штурвал режиссерского кресла и снял фильм «Семья». Дебют получился более, чем успешным, Фернандо получил престижную в Испании премию «Гойя», как режиссер-дебютант, а также премию ФИПРЕССИ. В дальнейшем сценарий «Семьи» был переработан под театр, спектакль до сих пор успешно идет на театральных сценах разных стран. Фернандо снял не так много фильмов, но каждый раз попадал с темой и получал благословение критиков. Картина «Солнечные понедельники» ждал грандиозный успех: он получил премию «Гойя» и главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне. Испанская киноакадемия даже выдвинула картину на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но он не вошел в число номинантов. Среди других успешных фильмов — «Амадор», «Идеальный день», «Эскобар». Каждый достоин внимания.
Жауме Балагеро (Jaume Balagueró), род. 1968
Испанский режиссер, специализирующийся на фильмах ужасов. Фильмография у Жауме внушительная, есть из чего выбрать и пощекотать себе нервы осенним вечером. Первые шаги в кинематографе начинал с короткометражек, которые критики оценивали довольно высоко и сравнивали его творчество с работами Дэвида Линча. Премьера первого полнометражного фильма состоялась в 1999 году. Это была картина «Без имени», по мотивам романа Рэмси Кэмпбелла. Фильм завоевал несколько престижных наград. Затем последовали фильмы «Тьма», «Хрупкость», «Репортаж» и его продолжения, «Крепкий сон», «Тайна седьмой музы». И вот в 2020 году Жауме несколько изменил градус деятельности. Вместо привычных фильмов ужасов режиссер снял остросюжетный детектив «Гениальное ограбление» с Фредди Хаймором в главной роли. Картина получилась впечатляющей.
Алехандро Аменабар (Alejandro Fernando Amenabar), род. 1972
Его называют испанским Хичкоком и не спроста. Фильмы Алехандро держат в напряжении, пугают до дрожи в коленках и могут довести до истерики. Аменабар с детства проявлял интерес к миру кино, он даже писал различные истории и рисовал к ним сюжеты. Алехандро учился в Мадридском университете на факультете информационных технологий, но вскоре бросил его ради короткометражек. Первая полнометражная работа режиссера, «Диссертация», завоевала признание критиков Берлинского кинофестиваля и семь премий «Гойя». В 1997 году Алехандро снял драму «Открой глаза», в которую буквально влюбился Том Круз и выкупил у режиссера права на сценарий. Номинацию на «Оскар» Аменабару принес фильм «Море внутри», в основу которого легла реальная история Рамона Сампедро, который боролся за право на эвтаназию. Картина получилась очень глубокой и трагичной. В 2015 году Алехандро снял триллер «Затмение» с Эммой Уотсон и Итаном Хоуком в главных ролях. Правда, критики не поняли задумку фильма и отзывались о нем крайне негативно.
Хуан Байона (Juan Bayona), род. 1975
Тот самый случай, когда режиссер работает не только на родине, но и активно сотрудничает с Голливудом. Хуан с детства любил смотреть фильмы, после окончания школы стал журналистом, а затем поступил в Каталонскую киношколу, где занимался изучением режиссуры. В 1993 году Байона познакомился Гильермо Дель Торо, который взял молодое дарование под свою опеку. После окончания киношколы Хуан снимал короткометражные фильмы и музыкальные клипы. Первой полнометражной работой стал триллер «Приют», продюсером которого выступил Гильермо Дель Торо. Затем последовал фильм «Невозможное» с Наоми Уоттс в главной роли, а с 2014 года Байона является одним из режиссеров фэнтезийного сериала «Страшные сказки». Кстати, американский блокбастер «Мир юрского периода 2» был снят Хуаном. Также под руководством режиссера отснято 2 эпизода будущего сериала «Властелин колец».
Фернандо Гонзалез Молина (Fernando Gonzalez Molina), род. 1975
Это ему мы обязаны за душещипательную романтическую мелодраму «Три метра над уровнем неба» и ее сиквел. Обе картины моментально стали самыми кассовыми испанскими фильмами, а о Фернандо начали говорить во всем мире. Попутно с тремя метрами режиссер снимал нашумевший сериал «Ковчег», фильмы «Пальмы в снегу», «Невидимый страж», «Наследие костей» и «Ожидания шторма». Каждый из фильмов имеет все шансы остаться в вашей памяти, стоит только посмотреть. Ну и не упустите возможность оценить детективный сериал «Рай», первая серия которого вышла в июне этого года.
Ориол Паоло (Oriol Paulo), род. 1975
Фильмография у этого испанца небольшая, зато узнаваемая. Фильмы достойные и запоминающиеся, Ориол умеет закрутить историю и держать в напряжении до самого конца. Режиссер создает по истине интригующие сюжеты, предугадать, чем все закончится, просто невозможно. Все может круто поменяться, хоть заново пересматривай весь фильм с самого начала. Тому свидетельство — «Тело», «Невидимый гость», «Во время грозы». Триллер «Тело» был полнометражной работой Паоло, до этого мужчина работал исключительно со сценариями. А тут раз и решил, что сможет снять фильм. Не прогадал, получил массу положительных отзывов о своей работе, а также престижных наград.