Каннский кинофестиваль — глобальное и авторитетное событие для всех кинематографистов. Ежегодно Лазурный берег принимает тысячи гостей из разных стран мира, журналистов, освещающих мероприятие и именитых режиссеров, представляющих свои шедевры на суд не только зрителям, но и критикам. Борьба, как говорится, «не на жизнь, а на смерть», ведь если в Каннах на тебя обрушится шквал негатива, фильм с большей долью вероятности провалится в прокате. Или нет, тут не угадаешь. Но с чего же все началось?
Как появился Каннский кинофестиваль?
Каннский кинофестиваль был создан, как альтернатива, и даже оппозиция, другому — Венецианскому. Последний появился в 1932 году, а через 6 лет он оказался под властью диктатора Бенито Муссолини. Он, ко всему прочему, просто обожал кинематограф и верил в его силу. Со временем к Муссолини подключился и Адольф Гитлер. Даже говорить не стоит, как это повлияло на фестиваль, думаем, тут все понятно без слов. Венецианский кинофестиваль стал средством фашистской и нацистской пропаганды: Италия Бенито Муссолини и Германия Адольфа Гитлера диктовали выбор фильмов и делили призы между собой.
Машину пропаганды нацизма было не остановить: в 1938 году победу одержали документальный фильм «Олимпия» об Олимпийских играх 1936 года (продолжительностью четыре часа) нацистского режиссера Лени Рифеншталь и «Пилот Лучано Серра», режиссерская работа Витторио Муссолини, сына Бенито Муссолини.
Французы возмутились таким положением дел, им крайне не хотелось участвовать в этом оформленном под искусство политическом демарше. По инициативе министра по делам образования и искусства Жана Зея, в 1939 году в Каннах появился альтернативный кинофестиваль.
Председателем стал небезызвестный изобретатель кинемотографа Луи Люмьер. Дата проведения была запланирована с 1 по 20 сентября. Увы, Гитлер спутал все фестивальные планы своим вторжением в Польшу. На кинофестивале успели полностью показать всего один фильм — «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Но «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля 1939 года все же была вручена ленте «Юнион Пасифик» («Union Pacific» — англ.) Сесила Блаунта де Милля, на которой и был прерван фестивальный показ 1939 года. Но случилось это только в 2002 году на 55-м Каннском кинофестивале.
Возобновили проведение фестиваля только в 1946 году, спустя год после окончания Второй мировой войны. Этот Каннский кинофестиваль и считается первым. Фестиваль начался 20 сентября, и на нем были представлены 18 стран. В программе фестиваля: «Затерянные выходные» австрийско-американского режиссера Билли Уайлдера, «Открытый город» итальянского режиссера Роберто Росселлини, «Битва на рельсах» французского режиссера Рени Клемента и «Краткая встреча» британского режиссера Дэвида Лина. Премьерным фильмом фестиваля стала документальная лента «Берлин» советского режиссера Юлия Райзмана.
Что было дальше?
Первые годы местом проведения фестиваля в Каннах было местное казино, в 1949 году мероприятие перенесли во Дворец фестивалей, а с 1983 года он проводится во Дворце на площади Жоржа Помпиду. В 1952 году Дворец фестивалей после реконструкции стал постоянным местом проведения фестиваля.
В первые годы Каннский кинофестиваль проходил при достаточно узком количестве лиц и почти все фильмы-конкурсанты получали призы: организаторы уделяли больше внимания творческой стимуляции национальных постановок, чем конкуренции.
По причине того, что у организаторов не было достаточно денег, событие отменяли в 1948 и 1950 годах. С 1952 года мероприятие перенесли с сентября на май, собственно, сейчас оно так и проводится. Исключением стал 74-й кинофестиваль, который был перенесен на июль из-за мирового локдауна.
В 50-е годы XX века мероприятие получило всенародную славу благодаря появлению на красной дорожке знаменитостей мировой величины: Брижит Бардо, Софи Лорен, Грейс Келли, Ален Делона, Роми Шнайдер.
В 1968 году Каннский кинофестиваль был сорван из-за студенческих волнений. 13 мая демонстрантам удалось захватить дворец, где проходило мероприятие. Еще через 5 дней к протестующим присоединились известные кинорежиссеры, среди которых были Клод Лелуш, Роман Полански, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Жан-Пьер Лео, Луи Маль, Клод Берри. Они протестовали против министра культуры Андре Мальро, уволившего главу парижской Синематеки Анри Ланглуа.
Каннский кинофестиваль всегда был почти домашним, участники сами выбирали фильмы, которые могут представить на мероприятие. Это вызывало конфликты: представители из разных государств могли увидеть в картинах то, что по их мнению не являлось допустимым. Известны прецеденты, когда оскорбленные зрители в спешке покидали место действия, хлопая дверью.
Несмотря на все скандалы и конфликты, самостоятельно формировать программу Каннский кинофестиваль начал только с 1972 года. Этим занимались так называемые отборщики. В их состав входили кинокритики и люди, так или иначе связанные с кинематографом. Комиссия по отбору может пересмотреть тысячи картин, прежде чем выбрать подходящие (как правило, около 20 фильмов для основного конкурса и несколько десятков для остальных программ).
Представить свою картину на Каннском кинофестивале можно и в обход отборщиков. В этом случае нужно отправить через официальный сайт свой фильм, если он соответствует критериям мероприятия (они также прописаны на сайте кинопремии). Решающее слово — за программным директором. В настоящее время им является Тьерри Фремо. Он внес свои заметные коррективы в проведение мероприятия. Например, он запретил селфи на красной ковровой дорожке и отлучил Netflix. Первый запрет объяснялся тем, что каннских фотографов жутко нервировали селфи, из-за которых они якобы не могли продать свои эксклюзивные фотографии.
С момента основания изменились и награды: появились номинации в категориях «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший режиссер», «Лучшая операторская работа», «Лучший сценарий», «Приз жюри», «Золотая камера», «Особый взгляд», «Лучший саундтрек», «Золотая карета» и многие другие. Но все хотят получить «Золотую пальмовую ветвь», которая начала вручаться с 1955 года, до этого победители получали Гран-при. Сегодня «Золотая пальмовая ветвь» выполнена из 24-каратного золота на граненой хрустальной подставке. Изготовлением приза занимается женевская мастерская Chopard и стоит это удовольствие порядка 20 тысяч евро. А самую первую пальмовую ветвь получил фильм «Марти» Дэлберта Манна в 1955 году.
Структура Каннского кинофестиваля
Есть основная конкурсная и внеконкурсные программы. В первом случае можно получить «Золотую пальмовую ветвь», Гран-при, призы жюри за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую режиссерскую работу, за лучший сценарий и специальный приз жюри. Ко внеконкурсной программе относятся «Особый взгляд», «Синефондасьон» и «Золотая камера». Есть премии независимых жюри, куда входят FIPRESCI, Quinzaine des Réalisateurs, Vulcain, приз экуменического жюри, François Chalais Prize, L’Œil d’or, Trophée Chopard, La Palme Dog, Queer Palm, «Золотая карета».
Фильмы, участвующие в основной конкурсной программе, должны быть выпущены в течение года после предыдущего кинофестиваля и не появляться в прокате, кроме той страны, где они вышли. Картины также не могут принимать участие в других фестивалях. Дебютантов в основной программе встретить практически нереально, сюда попадают уже известные режиссеры, которые уже были не раз номинированы. Фильмы должны быть оригинальными, сильными, с особым видением, художественной смелостью, экспериментами, демонстрировать глобальные проблемы. Мало кого волнует, взорвет ли картина массовый прокат или касса едва покроет расходы на создание.
Ларс Фон Триер и Канны
В 2011 году Ларс Фон Триер стал персоной нон-грата на Каннском кинофестивале. Как говорится: «он его открыл, он его и закопал». Картины Ларса начали претендовать на «Золотую пальмовую ветвь» с 1984 года. Сначала был фильм «Элемент преступления», затем «Европа», после «Рассекая волны», потом — «Идиот». Но ни один из фильмов не получил заветную веточку, но завоевывал другие награды (кроме «Идиота»). Фильмом-триумфом стала «Танцующая в темноте» с Бьорк. В 2003 году критики признали «Догвилль» лучшим фильмом кинофестиваля, однако картина не получила ни одного приза.
В 2011 году Ларс посетил Канны с «Меланхолией» и не смог держать язык за зубами. На вопрос журналиста о немецких корнях фон Триер заявил, что является нацистом и испытывает к Гитлеру симпатию. Шуму было, не описать словами. Ларсу несколько раз пришлось извиняться, придумывать оправдания и сетовать на то, что он много выпил. Совет директоров Каннского фестиваля был непреклонен: режиссера включили в черный список. Это был первый подобный инцидент за всю историю существования мероприятия. Но Фон Триер вернулся в Канны с фильмом «Дом, который построил Джек». Правда, картина попала только на внеконкурсную программу. Изначально Ларс был не согласен на такие условия, но позже согласился, ведь это — Канны.