В настоящее время на главную американскую кинематографическую премию «Оскар» номинируют в 24-х категориях, среди которых имеется особая — «Лучший дизайн костюмов». От работы создателей киноодежды успех фильма зависит не меньше, чем от сценария, режиссуры и игры актеров, впрочем, это — прописная кинематографическая истина. Правильный костюм может не только подчеркнуть характер, предпочтения и индивидуальность героев, но и создать в кадре особую атмосферу событий, передать дух времени. Сегодня мы собрали для вас 10 фильмов с невероятно тонкими, временами гротескными образами, от которых невозможно оторвать взгляд благодаря виртуозной работе оскароносных Дженни Беван, Жаклин Дюрран, Рут Картер, Марка Бриджеса, Коллин Этвуд, Сэнди Пауэлл, Милены Канонеро, Кэтрин Мартин и Ангуса Стэти, а также Эйко Исиока.
«Дракула», 1992. Художник по костюмам: Эйко Исиока
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Гэри Олдман, Вайнона Райдер, Киану Ривз, Энтони Хопкинс, Кэри Элвис, Сэди Фрост, Том Уэйтс
До 1992 года Граф Дракула появлялся на экране в классическом одеянии — черном фраке с белой манишкой, в лакированных туфлях… Для экранизации «Дракулы» 1992 года Эйко, несмотря на отсутствие большого опыта в кинематографе, решила не апеллировать к каноническому образу главного вампира мира и… забрала домой статуэтку «Оскар».
Эйко было важно показать не внешность, а личность Дракулы, а в сверхзадаче — раскрыть характер его взаимоотношений с другими персонажами, показать тонкие связи героев, сюжета и места действия, не впадая в театрализацию. Все это ей удалось на 100%.
Зрителю особенно запомнилось фееричное появление Владислава Дракулы в красных доспехах, напоминающих человеческие мышцы. Но и шелковый красный халат с золотой вышивкой тоже хорош. Дракула в нем выглядел, как истинный аристократ, впрочем, коим он всегда и являлся.
«Мулен Руж!», 2001. Художники по костюмам: Кэтрин Мартин и Ангус Стэти
Режиссер: Баз Лурман
В ролях: Николь Кидман, Юэн Макгрегор, Доби Опарей, Тара Морис, Эшли Уоллен, Натан Райт, Нэнди МакЛин
Совершенно потрясающий мюзикл с великолепными актерами, которые неожиданно для зрителей запели, да еще как! И с не менее прекрасными костюмами, которые, несомненно, были вдохновлены одноименным классическим кабаре в Париже.
Кэтрин Мартин специально посещала Институт костюма в Метрополитене, чтобы увидеть своими глазами наряды конца XIX века. Над созданием костюмов для героев работало порядка 80 дизайнеров, а количество созданных аутфитов равнялось трем сотням. Кэтрин и Ангус хотели сделать одежду героев исторически точной, однако, щедро вносили современные элементы, подчеркивая особый режиссерский стиль Лурмана. Спустя 20 лет со времени премьеры «Мулен Руж!» все также затрагивает чувства ценителей костюмированных музыкальных историй.
«Мемуары гейши», 2005. Художник по костюмам: Коллин Этвуд
Режиссер: Роб Маршалл
В ролях: Ого Судзука, Того Игава, Мако, Цзыи Чжан, Саманта Фатерман, Элизабет Сунг, Томас Икеда, Ли Гун
«Мемуары гейши» — экранизация одноименного бестселлера Артура Голдена, костюмы для которой создала Коллин Этвуд. Как ни парадоксально, но самым сложным для Этвуд оказалась задача создания классического кимоно, которое бы смотрелось в кадре.
Пропорции традиционных одеяний гейш требовали серьезной коррекции, при этом художница хотела обойтись без поползновений в сторону неуместной стилизации. Этот процесс потребовал от Этвуд особой самоотдачи, и, чтобы максимально точно «поместить» традиционную японскую одежду в кадр, Коллин пришлось 6 месяцев детально изучать нюансы азиатского костюма.
Все кимоно в фильме были выполнены из натурального шелка и украшены ручной вышивкой. Для Этвуд было необходимо с помощью цветов показать внутренний мир гейш, продемонстрировать их характер и личность. Важной деталью костюмов героинь стал яркий шелковый широкий пояс оби. Каждый был невероятно тяжелым, чтобы укутать гейшу, ей на помощь приходил отряд из нескольких костюмеров.
«Мария-Антуанетта», 2006. Художник по костюмам: Милена Канонеро
Режиссер: София Коппола
В ролях: Кирстен Данст, Джейсон Шварцман, Рип Торн, Джейми Дорнан, Джуди Дэвис, Роуз Бирн, Азия Ардженто
«Мария-Антуанетта» — биографическая драма, основанная на книге Антонии Фрейзер «Marie Antoinette: The Journey» и рассказывающая о жизни легендарной Марии-Антуанетты. Фильм считается лучшей кинематографической интерпретацией XVIII века по версии критиков, за костюмы в котором отвечала Милена Канонеро.
Канонеро решила сменить привычный дискурс, «поиграть» с фактурой и оттенками, представив исторические костюмы исключительно в современной интерпретации. Получилось очень свежо и оригинально, при этом историки, борющиеся за достоверность, практически не придирались к нарядам героев, хотя Милена изначально не преследовала цель претендовать на историческую точность.
Цветовая палитра костюмов была вдохновлена коробкой макарон Ladurée, которую София Коппола преподнесла Милене в начале работы над фильмом. Пастельно-мятные, нежно-голубые, розово-поросячьи, канареечно-желтые, фуксиевые — именно такие оттенки изобилуют в картине.
Цветовая гамма платьев Марии-Антуанетты была выбрана не случайно: через нее можно проследить трансформацию королевы. Будучи совсем ребенком, Мария-Антуанетта выбирала светло-голубые наряды; вкусив свободу и вседозволенность, демонстрировала свою разгульную натуру в провокационных платьях ярко-розового цвета; став матерью, королева сменила вычурные и почти вульгарные наряды на милые, романтичные, в меру скучные оттенки.
«Молодая Виктория», 2009. Художник по костюмам: Сэнди Пауэлл
Режиссер: Жан-Марк Валле
В ролях: Эмили Блант, Руперт Френд, Миранда Ричардсон, Пол Беттани, Джим Бродбент, Йеспер Кристенсен, Томас Кречман
«Молодая Виктория» — байопик о детстве, юности, взрослении королевы Великобритании Виктории и ее замужестве с Альбертом Саксен-Кобург-Готским. Перед Сэнди Пауэлл стояла непростая задача: бюджет на костюмы был сильно ограничен, но художнице непременно хотелось создать что-то запоминающееся. И она это сделала!
В частности, Сэнди разработала три точных копии самых известных платьев королевы Виктории: траурного, свадебного и коронационного. Остальные образы Пауэлл придумывала самостоятельно, основываясь на портретах королевы и ее семьи, дневниках, воспоминаниях современников, записках и биографиях, а также на свое понимание психологии героев, живущих в XIX веке.
На подготовку платьев для «Молодой Виктории» ушло всего 3 месяца! Сэнди сделала практически невозможное: костюмы явились не только средствами жизнеописания королевы Виктории, но и спутниками ее трансформации из юной девочки в историческую личность. Интересно, что платья, созданные Пауэлл, во время съемок были застрахованы на 10 тысяч британских фунтов каждое.
«Алиса в Стране чудес», 2010. Художник по костюмам: Коллин Этвуд
Режиссер: Тим Бертон
В ролях: Мия Васиковска, Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер, Майкл Шин, Стивен Фрай
Бертоновская «Алиса» — вольный ремейк и продолжение одноименного мультфильма 1951 года, а также переосмысление оригинального произведения Льюиса Кэррола. За создание костюмов в этой выдающейся ленте отвечала Коллин Этвуд.
Для Бертона в «Алисе» было важно подчеркнуть странность, порой ненормальность персонажей, и Коллин, понимая степень нужного безумия (это была не первая ее работа с Бертоном), виртуозно справилась с поставленной задачей.
«Сумасшедшие» образы Коллин Этвуд не были оторваны от жизненных реалий. Например, элементы образа Шляпника (цветные ногти, бледное лицо, синяки под глазами, тик и спутанность сознания) были созданы, опираясь на признаки производственного заболевания. Как известно, в те годы для формирования шляп-цилиндров, их отделки и сборки использовались производные ртути. Через какое-то время человек, работающий на шляпном производстве, серьезно заболевал.
Не просты и наряды Алисы. Кроме феноменальных образов трансформации размера героини и ее облачения, одежда героини Мии Васиковски изобилует мельчайшими деталями, которые становятся очевидны лишь после подсказки. Например, часто в вышивке платьев Алисы используются мотивы событий, через которые героине предстояло пройти в следующих сценах. На подоле платья вышит Кролик? Значит в следующей сцене он обязательно появится!
«Призрачная нить», 2017. Художник по костюмам: Марк Бриджес
Режиссер: Пол Томас Андерсон
В ролях: Дэниел Дэй-Льюис, Вики Крипс, Лесли Мэнвилл, Камилла Разерфорд, Джина МакКи, Филип Фрэнкс
Фильм про Дом моды 50-х годов XX века «Призрачная нить» не мог остаться без статуэтки в категории «Лучшие костюмы». Марк Бриджес при создании нарядов вдохновлялся личностью дизайнера Чарльза Джеймса, который был широко известен в 40-50-е годы XX века. Также Марк использовал в качестве референсов работы дизайнеров Кристобаля Баленсиаги, Джона Кавана, Дигби Мортон, Виктора Стибела, Нормана Хартнелла, Чарльза Уорта и Харди Эмиса.
Бриджес детально изучил культурную жизнь Лондона и стиль людей той эпохи. Костюмам получилось не только привлечь к себе внимание, но и показать, кем на самом деле являются персонажи, «усилить» их черты характера, привычки, манеры поведения. Особенно запомнился гардероб госпожи Сирил Вудкок, над которым трудилась целая команда профессиональных швей. От ее нарядов невозможно оторвать взгляд, как, впрочем, и от продуманных образов других персонажей.
«Черная пантера», 2018. Художник по костюмам: Рут Э. Картер
Режиссер: Райан Куглер
В ролях: Чедвик Боузман, Майкл Би Джордан, Лупита Нионго, Данай Гурира, Мартин Фримен, Дэниел Калуя
Супергеройский фильм «Черная пантера» основан на комиксах Стэна Ли и Джека Кирби об одноимённом персонаже издательства Marvel Comics. Западные критики со всех сторон хвалили фильм, он был номинирован на семь премий «Оскар» и одержал победу в трех номинациях, в том числе «Лучший дизайн костюмов».
Для фильма «Черная пантера» потребовалось создать порядка 700 (!!!) костюмов, тщательно одев представителей новой африканской диаспоры. Причем, было нужно не только одеть, было нужно было сочетать несочетаемое: этнические особенности, характеристику местности, традиции племени и технологии будущего.
Для «Черной пантеры» Рут Картер вдохновлялась африканскими платьями племен Масаи, Туарега, Зулу, народов Сури и Динка, бодиартом, пирсингом, современным дизайном, винтажными костюмами, творчеством Ива Сен-Лорана и Донны Каран. Рут даже отправляла своих ассистентов в Гану и Южную Африку за настоящими артефактами и традиционными украшениями, и лично сама отправилась в Африку, где несколько месяцев изучала одежду африканских народов.
«Возможно, Marvel создала первого темнокожего супергероя, но благодаря дизайну костюмов мы превратили его в африканского короля», — сказала Картер в своей приветственной речи на церемонии вручения премии Оскар.
«Маленькие женщины», 2019. Художник по костюмам: Жаклин Дюрран
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Мерил Стрип, Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Флоренс Пью, Элайза Сканлан, Тимоти Шаламе, Джеймс Нортон
«Маленькие женщины» 2019 года — седьмая полнометражная экранизация одноименного романа Луизы Мэй Олкотт, номинированная на шесть номинаций «Оскар», но получившая лишь награду за «Лучший дизайн костюмов».
Жаклин Дюрран — один из главных экспертов по истории моды в киноиндустрии. Художница никогда не создает тяжеловесные образы и старается подбирать наряды исключительно в соответствии с характером героев, не усиливая влияние образа и не дополняя его излишними деталями.
Создавая образы для женщин семейства Марч, Жаклин хотела показать их эмоционально раскрепощенными, свободными, со своей изюминкой, отличными от других. Вдохновение для костюмов Дюрран черпала из живописи Уинслоу Хомера, например, шляпка Джо была детально воспроизведена с одного из полотен художника. Также Жаклин изучала жизнь и работы английского фотографа Джулии Маргарет Камерон, а также биографию Луизы Мэй Олкотт.
За каждой сестрой семейства Дюрран закрепила свой оттенок, основываясь на их характере: Джо обожает индиго и красный, Мег — нежно-лиловые и фисташковые оттенки, Бет — розовые и коричневые тона, Эми — светло-голубые цвета, Марми — все цвета дочерей в сочетании с разнообразными узорами. По оценкам критиков, в «Маленьких женщинах» 2019 года Жаклин идеально воссоздала атмосферу XIX века.
«Круэлла», 2021. Художник по костюмам: Дженни Беван
Режиссер: Крэйг Гиллеспи
В ролях: Эмма Стоун, Эмма Томпсон, Джоэл Фрай, Пол Уолтер Хаузер, Джон МакКри, Эмили Бичем, Марк Стронг
«Круэлла» Крэйга Гиллеспи — один из самых обсуждаемых фильмов студии Disney за последние несколько лет. Лента об иллюзорном мире, в котором нет условностей и правил, а также о жестоком женском противостоянии, смогла удивить как зрителей, так и критиков, в том числе модных.
Гардероб главной героини — глэм-рок с примесью панка, вдохновлен творчеством Вивьен Вествуд. Визуальный ряд точно соответствует каждой сцене, в которой появляются героини. И если Круэлла прибывает на шоу на мусоровозе, то ее платье, да, создано из продуктов жизнедеятельности большого города.
Лицемерная Баронесса Хеллман — элегантна, но при этом холодна, сдержанна, временами вызывает искреннее сочувствие, временами — ненависть, удивительным образом передающиеся зрителю благодаря виртуозной игре Эммы Томпсон, так и через её не менее виртуозные аутфиты от Дженни Беван.
У Дженни Беван целых три «Оскара», первый она получила за ее работу в ленте «Комната с видом» 1985 года, второй за — постапокалиптический фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». Но церемонию вручения третьего публика встречала максимально громкими овациями.