Вторник, 10 декабря, 2024

10 главных фильмов, определивших жанр «французская кинокомедия»

Вы можете назвать фильмы, относящиеся к жанру «немецкая комедия»? Или «испанская комедия»? Быть может «австрийская комедия»? Наверняка, нет. Да и мы что-то не припомним. Зато при словосочетании «французская комедия» в голове сразу мелькает десяток фильмов с Пьером Ришаром, Жаном Рено, Луи де Фюнесом, Жераром Депардье и Кристианом Клавье. Ну а что самое главное во французской комедии? Правильно! Тонкий, добрый и неоднозначный сюжет, непредсказуемость концовки, отсутствие типичного «хэппи-энда», нелепые ситуации и море юмора. Если хотите провести теплый и уютный вечер в компании «хорошего и доброго юмора», тогда классические французские комедии вам непременно подойдут!

«Мой дядюшка», 1958

«Мой дядюшка», 1958, фото 1

Комедийный фильм, ставший первым цветным проектом режиссера Жака Тати. Комедия получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Главный герой — неуклюжий, рассеянный, но очаровательный месье Юло. Он приезжает погостить к родственникам и замечает, что его двоюродный брат полностью автоматизировал свой дом. Юло никак не может освоить новомодные гаджеты, поэтому постепенно дом начинает «сходить с ума».

«Мой дядюшка», 1958, фото 2

Это полбеды. Оказывается, отношения в семье брата не складываются. Юло попытается помочь ему наладить отношения с сыном и научиться понимать друг друга. Комедия «Мой дядюшка», в большей степени, визуальная. Диалог есть, но он едва слышен: его заглушают всевозможные фоновые звуки, чтобы усилить комедийный эффект.

«Дядюшки‑гангстеры», 1963

«Дядюшки‑гангстеры», 1963, фото 1

Детективная комедия Жоржа Лотнера, считающаяся культовой во Франции и во многом определившая жанр французской комедии. Остроумные диалоги персонажей были разобраны на цитаты. Главный герой — хозяин фирмы по ремонту и прокату специализированной автомобильной техники по имени Фернан Надин. Он живет спокойной и размеренной жизнью в небольшом городке Монтобан. И мало кто знает, что 15 лет назад Фернан был уважаемым и очень опасным гангстером.

«Дядюшки‑гангстеры», 1963, фото 2

И вот срочной телеграммой Фернана вызывают в Париж. Его друг Луи по прозвищу «Мексиканец» призывает к своему смертельному одру, просит возглавить криминальный бизнес и заодно присмотреть за дочерью Патришией. Фернан выполнил последнюю просьбу друга, взял правление империи в свои руки, только вот сообщники и подельники Луи недовольны таким положением дел и буквально объявили войну новоиспеченному боссу.

«Жандарм из Сен‑Тропе», 1964

«Жандарм из Сен‑Тропе», 1964, фото 1

Первый из шести фильмов о приключениях знаменитого жандарма Крюшо, полюбившихся всему миру. Людовик Крюшо — жандарм из небольшого французского поселка, получивший повышение по службе и отправленный руководством на службу в уютный курортный город Сен-Тропе. Местные жандармы радостно принимают коллегу в свой круг. Только радость продлится недолго: Крюшо слишком деятельный и с рвением бросается на защиту закона даже тогда, когда закон не нуждается в этой защите. Вместе с Людовиком переезжает и его дочь Николь — девушка общительная, милая и дружелюбная. Только вот Николь доставит своему обожаемому papa множество неприятностей. Вместе со своим дружком она угонит машину и оставит ее в поле. Чтобы спасти свою дочь от тюрьмы, жандарму придется отыскать автомобиль и вернуть на законное место.

«Жандарм из Сен‑Тропе», 1964, фото 2

Только вот Крюшо выкинул все вещи из багажника, заметая следы. Это была серьезная ошибка, ведь в багажнике находилось очень дорогое украденное полотно Рембрандта, принадлежащее бандиту. И вот жандарма похищают. Тут уже вмешается Николь и спасет любимого отца от бандитов, после чего полотно будет возвращено законному владельцу в рамках закона.

«Оскар», 1967

«Оскар», 1967, фото 1

Экранизация известной пьесы Клода Манье, поставленной в театре с участием Луи де Фюнеса (он же сыграл главную роль в фильме). Бертран Барнье — крупный промышленник, которого однажды утром выходного дня разбудил незваный гость. На пороге стоял один из его служащих — Кристиан Мартэн. Мужчина пришел только с одной целью — попросить прибавку к жалованию с 2 до 6 тысяч франков в месяц. Дело в том, что возлюбленная Кристиана девушка из обеспеченной семьи и не привыкла жить в нищете. Мужчина все доходчиво объясняет Бертрану в надежде, что босс его поймет, и все задуманное осуществится без особых проблем.

«Оскар», 1967, фото 2

Но Барнье бы не сколотил свой капитал, разбрасываясь направо и налево прибавкой к зарплате сотрудникам, поэтому аргументы Кристиану пришлось приводить очень весомые. После долгих препирательств и угроз уйти к конкуренту Барнье, Кристиан уговаривает своего начальника увеличить ему жалованье до 5,5 тысяч франков в месяц. Получив свое, Мартэн не спешит уходить, а объявляет боссу, что его возлюбленной является дочь Барнье. Что же было дальше, и почему Бертран Барнье не выкинул нахала из своего дома?

«Оскар», 1967, фото 3

«Высокий блондин в черном ботинке», 1972

«Высокий блондин в черном ботинке», 1972, фото 1

Пьер Ришар в роли простодушного растяпы Франсуа Перрена, который регулярно попадает в различные комичные и даже опасные ситуации, но всегда выходит сухим из воды. Франсуа возвращается из Мюнхена во Францию и моментально становится главной фигурой в опасной игре французских спецслужб. Одна сторона считает Франсуа гениальным агентом, вторая же хочет использовать мужчину в своих целях. А что Франсуа?

«Высокий блондин в черном ботинке», 1972, фото 2

Он — простой скрипач, который по своей рассеянности не замечает, что за ним следят и продолжает вести обычную жизнь. Комедия получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, а также положительные отзывы зрителей. Через 2 года был выпущен сиквел «Возвращение высокого блондина», который также был хорошо принят в киномире.

«Игрушка», 1976

«Игрушка», 1976, фото 1

Дебютная работа сценариста Франсиса Вебера в качестве режиссера с Пьером Ришаром в главной роли. В центре сюжета — безработный журналист Франсуа Перрен. Много месяцев поиска привели его в газету «France Hebdo», куда мужчину взяли на работу. Первым заданием Франсуа становится написание статьи о магазине игрушек, принадлежащем, как и сама газета «France Hebdo», миллионеру Пьеру Рамбаль-Коше. Он человек сложный, деспотичный, глубоко презирающий своих подчиненных. В роскошном универмаге Франсуа попадается на глаза сыну миллионера Эрику, которого привели в детский отдел за хорошее поведение и пообещали купить любые игрушки.

«Игрушка», 1976, фото 2

Выбор избалованного Эрика пал на бедного Перрена… Журналист протестует, но боссу удалось уговорить Франсуа за определенное вознаграждение побыть живой игрушкой для сына. С этого момента начинается все самое интересное и непредсказуемое.

«Клетка для чудаков», 1978

«Клетка для чудаков», 1978, фото 1

Комедия Эдуара Молинаро, экранизация одноименного произведения Жана Пуаре, получившая премию «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм». Звезда травести-шоу Альбен живет со своим продюсером Ренато, у которого есть сын по имени Лоран. По «ужасному» стечению обстоятельств Лоран — гетеросексуал, собирающийся жениться на девушке из приличной и очень консервативной семьи. Если ее родители узнают о нетрадиционной ориентации отца жениха, свадьбы с большей доли вероятности не будет. Дело пахнет керосином.

«Клетка для чудаков», 1978, фото 2

Но любящий Ренато решает помочь единственному сыну и разыграет перед будущими родственниками настоящий спектакль. Он даже жену себе найдет для такого случая. Картина считается классикой французской комедии, пусть и не типичной. Фильм получился настолько успешным, что было снято несколько продолжений, а Голливуд решился на ремейк.

«Клетка для чудаков», 1978, фото 3

«Папаши», 1983

«Папаши», 1983, фото 1

Вторая из трех комедий с комическим дуэтом Ришар — Депардье, которая стала классикой французского кинематографа, который ассоциируется с легкостью, особым юмором и запоминающейся музыкой. Семнадцатилетний подросток Тристан сбегает из дома. Отчаявшись найти сына самостоятельно, его мать Кристина вынуждена обратиться за помощью к двум бывшим любовникам — криминальному журналисту Жану Люку и скромному учителю Франсуа Пиньону. Чтобы ускорить поиски, Кристина говорит каждому из них, что именно он приходится отцом Тристану.

«Папаши», 1983, фото 2

Ситуация осложняется тем, что Жан и Франсуа — бывшие друзья, которые не рады встречи друг с другом. Но ради общего дела они забудут прошлые обиды и отправятся на поиски… Только мужчины не подозревают, что искать им придется одного и того же человека.

«Беглецы», 1986

«Беглецы», 1986, фото 1

Еще одна классика французской комедии. Фильм получил две номинации на премию «Сезар» (аналог французского «Оскара») и стал одним из самых успешных проектов 1986 года. Жан Люка — грабитель банков, который, выйдя из тюрьмы, решает завязать с криминальным прошлым. Мужчина приходит в банк в качестве обычного клиента и попадает в заложники к неопытному вору — Франсуа Пиньону.

«Беглецы», 1986, фото 2

Мужчина остался без работы с больной дочерью на руках, поэтому в отчаянии решился на такой шаг. Приехавшая на задержание полиция все поняла неправильно. Знакомые с Жаном не понаслышке, служители правопорядка уверены, что именно он взялся за старое, а бедный Франсуа — жертва обстоятельств. К чему приведет знакомство бывалого и новоиспеченного грабителей?

«Пришельцы», 1993

«Пришельцы», 1993, фото 1

Жан Рено и Кристиан Клавье в фантастической комедии Жана-Мари Пуаре. 1122 год, Средневековая Франция. Граф Годфруа де Монмирай, став жертвой проклятия злой колдуньи, убивает отца своей невесты. Несчастная девушка отменяет свадьбу, Де Монмирай хочет все исправить и просит помощи у могущественного колдуна Эвсебиуса. Вместе со своим верным оруженосцем Жакуем, граф хочет вернуться в прошлое и остановить самого себя от страшного поступка. Только всемогущий и великий Эвсебиус что-то напутал с заклинаниями и вместо прошлого отправил Де Монмирайя в будущее: в конец XX века.

«Пришельцы», 1993, фото 2

В совершенно незнакомой обстановке двум героям придется выжить, освоить прогресс и найти дорогу назад. Фильм получил восемь номинаций на премию «Сезар», а также до сих пор занимает пятое место в рейтинге самых кассовых картин за всю историю кинематографа. Картина имела открытый финал, а успех позволил создателям снять два продолжения: «Пришельцы 2: Коридоры времени» и «Пришельцы 3: Взятие Бастилии».

Не пропустите