Дислексия — трудности в распознавании отдельных букв и слов. Диаграфия — частичное расстройство процесса письма. Дискалькулия — трудности с изучением арифметики и других математических наук. За всеми этими расстройствами стоят нарушения связей между областями мозга ребенка. В каких-то случаях они могут со временем уйти, в каких-то нет. Ведь одинаковых дислектиков, дисграфиков и дискалькуляторов не существует. Что делать?
Каждое отклонение и расстройство индивидуально
Безусловно, нужно обратиться к невропатологу и логопеду. Ключевая цель занятий с логопедом — это разноплановые речевые игры и система наглядной визуализации в усвоении ребенком информации о правильном произношении звуков и отображении их в письменном виде. Но самое важное — это психологическое состояние ребёнка, которое в первую очередь определяется психологическим состоянием родителей, особенно мамы.
Многие мамы страдают от того, что нет результата занятий, ребёнок все время делает ошибки при письме, никак не научится читать, путает буквы, цифры. Мама бьется, тратит много времени и стараний, а результата не то, что нет, наоборот, каждое новое занятие приносит ещё больше расстройства и безрезультатности. Ребёнок делает все, чтобы не заниматься. И часто мама считает, что это лень. «В кого он такой? Не хочет учиться совсем. 5 минут сидит за столом, а потом начинаются муки». А ребёнок, даже имея очень хороший интеллект, не в состоянии запомнить, прочитать, сложить и т.д.
Действия, которые даются ребёнку сложно и сопровождаются ошибками, вызывают у него психологический дискомфорт. И именно дискомфорт — главный враг дальнейшего развития и обучения. Мамино недовольство для маленького ребёнка самое большое горе на земле, ведь она для ребёнка олицетворяет весь мир. Поэтому именно мамин настрой — главный инструмент помощи ребёнку. Наш мозг нейропластичен и может формировать новые нейронные связи, поэтому никогда не надо отчаиваться!
При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Необходим более мягкий и взвешенный подход.
Сохраняйте спокойствие
Привычка предчувствовать плохой конец в любой проблемной ситуации живет в вашей голове. Она никак не связана с проблемами ребёнка. Но! Мы учим и заражаем ребёнка тревожностью и мы транслируем ребёнку «его неполноценность». Если ребёнок видит спокойную маму, то в его голове нет места внутреннему сообщению: «со мной что-то не так. Я не такой как все».
Уделите внимание физической активности ребёнка
Физические упражнения помогают сбросить детское напряжение и перевозбуждение. Особенно полезны игры и занятия, которые уравновешивают левое и правое полушарие. Для этого попеременно и ритмично должны работать левая и правая нога и левая и правая рука. Велосипед и плавание идеальные виды спорта для гармонизации полушарий головного мозга. Для детей с неврологическими проблемами эти виды спорта — золотой ключик помощи!
Создавайте ритуалы
Ритуал — маленькая условность, закрепляющая понятность и надёжность мира. Если ребёнок каждый вечер будет знать, что его ждёт чтение любимой сказки нежным и спокойным маминым голосом, то отход ко сну из травматичной повседневности постепенно трансформируется в ожидаемую приятную привычку. Ритуалы важны для эмоциональных, чувствительных детей. Они дают им ощущение надежности и предсказуемости мира.
Обучайте ребёнка, играя
Обычно, когда маленького ребёнка призывают «хорошо себя вести», «посидеть спокойно», «доделать начатую работу» это может привести в протестному поведению, нервозности и, как следствие, проблемам с вниманием. Более того, вырабатывается внутреннее нежелание заниматься: читать, писать, считать. Игра всегда интересна. Именно через игру, интерес, тёплые и приятные слова поддержки можно получить гораздо больше навыков и знаний.
Не жалейте ребёнка
Взаимодействуйте с ним на равных. Мягко направляйте, поддерживайте, хвалите, когда есть даже маленькие результаты. И главное — не сомневайтесь в вашем ребёнке. Он это чувствует!