Бытует мнение, что мир оперы и классического кроссовера стоит особняком в современной культуре, являясь искусством лишь для избранных. На самом деле, это не так. Наше восприятие этих видов искусства зависит от исполнителя: слушая плохого, кажется, что жанр умирает. Но слушая Марию Каллас, Джесси Норман, Елену Образцову, Дмитрия Хворостовского или Андреа Бочелли, становится понятно, что у классической музыки безграничные горизонты. В обзоре glossymag.ru: 10 великих голосов, которые услышав однажды, забыть невозможно.
Рене Флеминг (род. 1959)
Рене Флеминг — американская оперная певица с выдающимися вокальными данными, «золотой стандарт сопрано». Первым успехам будущее «главное сопрано Америки» обязана во многом благодаря родителям, преподавателям вокала, которые вовремя увидели в дочери большое будущее. Её дебют состоялся в 1986 году, Рене исполнила партию Констанцы из «Похищения в серале» Моцарта. Впоследствии Флеминг с триумфом спела множество известных классических партий, от роли графини в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» до главной партии «Роделинды» Генделя, а также принимала участие в записи саундтреков, как обладательница сопрано с мистическим, почти инфернальным звучанием, в том числе к фильмам «Властелин Колец» и «Хоббит».
Несмотря на широкие интонационные возможности, публика боготворит голос Флеминг за особую женственность и внутренний трагизм. Вкупе с актерским талантом многие партии, исполненные Флеминг, стали эталонными, как, например, знаменитая Дездемона из оперы Верди «Отелло». Ее исполнение, полное нежности, страдания и чувственной мольбы, может разбить зрительское сердце.
Мария Каллас (род. 1923 — 1977)
История легендарной американской оперной певицы греческого происхождения изобилует как высочайшими триумфами, так и трагическими эпизодами. Талант обнаружился у Каллас в детстве, в 10 лет юная певица даже заняла второе место в радиоконкурсе певцов-любителей. Под влиянием жизненных перипетий мать Марии перевезла дочь в Грецию, где в возрасте 14 лет Мария стала студенткой Афинской консерватории. В 1941 году состоялся дебют Каллас на сцене Национальной оперы, после которого к певице приходит большая популярность среди греческой аудитории. В 1945 году 21-летняя Мария Каллас с несколькими долларами в карманах возвращается в Нью-Йорк, где ее ожидает череда профессиональных неудач, в том числе ее осознанный отказ от партии Чио-Чио-Сан в «Метрополитен Опера» по причине… полноты: певица в те годы при росте 173 весила около 90 килограммов, которые, по её собственному признанию, крайне мешали. Но более всего певицу смущала необходимость петь на английском языке, который, по ее мнению, не подходит классической опере.
В 1947 году вместе с оперной антрепризой певица отправляется завоевывать Европу, что ей триумфально удается. В 1948 году Каллас впервые исполняет партию Нормы, ставшей одной из самых востребованных в ее карьере и любимой у публики.
В 1949 году Каллас выходит замуж за предпринимателя Джованни Баттиста Менегини, который был старшее ее на 27 лет. Этот союз было сложно назвать браком по большой страсти. Каллас всегда была скромной девушкой и не могла похвастаться армией поклонников. Музыка — все что волновало Марию. Муж стал для нее близким понимающим человеком и… идеальным агентом.
В 1952 году после угроз итальянского режиссера Лукино Висконти, отказывающегося работать с Каллас в «Ла Скала» по причине ее полноты, Мария стремительно худеет, что отражается не только на ее характере и манере поведения, но и на голосовых связках. Из дородной статной дамы Каллас стремительно превращается в точеную статуэтку. Потерю почти 40 килограммов злые языки приписывали личинке ленточного червя, которую Каллас якобы проглотила в мексиканской клинике похудения, известной своими «новаторскими» методами. Как бы то ни было, но «новая» Каллас произвела фурор и у режиссеров и у публики, а измененные вокальные данные Каллас виртуозно маскирует безупречной техникой.
Спустя 10 лет брака, чувства темпераментной гречанки взыграли над разумом. В 1959 году Каллас начинает открыто встречаться с греческим магнатом Аристотелем Онассисом, известным любителем знаменитых женщин. Брак Каллас с Менгини рушится, но обретя свое женское счастье, Каллас перестает заниматься совершенствованием певческой техники (до этого ее ежедневные репетиции длились до 6 часов!), новые контракты ее более не привлекают. Все то, без чего она еще вчера не могла жить, было с легкостью возложено на алтарь чувств… На седьмом году жизни с Онассисом, в возрасте 43 лет, Каллас обнаруживает, что беременна. Онассис ставит ее перед выбором, либо он, либо ребенок. Мария выбирает Аристотеля, а тот… женится на Жаклин Кеннеди, вдове президента США…
Брошенная, обманутая, лишенная уверенности в себе Каллас, тем не менее, продолжала выступать до 11 ноября 1974 года, когда дала свой последний концерт в японском Саппоро. Певица ушла из жизни в 1977 году при невыясненных обстоятельствах в своей парижской квартире. Несмотря на пространное заявление медицинской экспертизы, все понимали, что умерла Каллас от разбитого вдребезги сердца. Ей было всего 53 года.
Монсеррат Кабалье (род. 1933 — 2018)
Испанская оперная певица прославилась своей уникальной техникой бельканто. Голос Монсеррат восхищает, репертуар поражает — за свою более чем 50-летнюю карьеру Кабалье исполнила сотни опер и концертов в главных театрах мира вместе с лучшими оркестрами и исполнителями, благодаря исключительному репертуару, который включает почти 90 партий в более чем 40 операх.
Будущая звезда оперы родилась в Барселоне. Ее родители, небогатые каталонцы, увлекались музыкой, у отца, Карлоса Кабалье, была коллекция пластинок, с которой и началось увлечение Монсеррат музыкой. Девочка на лету запоминала слова песен и их мелодии и радовала домочадцев регулярными домашними концертами под аккомпанемент своей матери, неплохо игравшей на пианино. Впервые девочка побывала в опере в семь лет. Монсеррат была так потрясена смертью мадам Баттерфляй, что всю дорогу домой из театра плакала. Юная Монсеррат решила выучить арию наизусть и сделала это. А в 1940 году, на Рождество, исполнила ее перед всей семьей.
Юность Монсеррат провела в трудах, помогая родителям, работая на текстильной фабрике и швейной мастерской, параллельно получая образование и изучая языки — французский и итальянский. Спустя годы, когда у прославленной певицы спрашивали, почему именно эти языки она выбрала для обучения, Монсеррат отвечала, что с раннего детства знала, что это — языки, без которых нет настоящей оперы.
Профессиональное становление юной Монсеррат произошло благодаря случаю — ее пение услышала знаменитая венгерская певица Эугения Кеммени, ведущий преподаватель барселонской консерватории Лисео. У семьи не было денег на обучение дочери, но Эугения организовала прослушивание Монсеррат перед семьей меценатов Бертран, владеющей, среди прочего, и Гран Театро дель Лисео, которые с радостью оплатили обучение юного дарования. Поступив в консерваторию, Кабалье стала любимой ученицей Кеммени, большое внимание уделявшей системе постановки дыхания при помощи специальных упражнений, рассчитанных на укрепление мускулатуры торса и диафрагмы. Этой методики Монсеррат придерживалась на протяжении всей карьеры, передавая знания своим ученикам.
Проучившись 10 лет в консерватории, в 1954 году молодая певица начинает петь на сцене театра, принадлежавшего ее благодетелям, семье Бертран. Ее дебютом 27 июня 1955 года стала партия Серпины в опере «Служанка-госпожa» Перголезе. Спустя два года Монсеррат решает попробовать свои силы на других оперных площадках и начинает выступать в Базельской, Венской и Бременской операх.
Спустя всего несколько лет Монсеррат — признанная мировая дива оперы, отмеченная благосклонностью не только публики и критики, но и уважением коллег. Мария Каллас справедливо считала, что Монсеррат не имеет равных в оперном мире. Голос Монсеррат звучал вместе с лучшими оркестрами и самыми престижными дирижерами, включая Герберта фон Караяна, Леонарда Бернстайна, Зубина Мету, Джеймса Левина, Клаудио Аббадо, Сейджи Одзава и Риккардо Мути.
В 1992 году певица шокировала поклонников заявлением о том, что покидает сцену. Как выяснилось позже, она была неизлечимо больна раком. Врачи не давали утешающих прогнозов и говорили, что жить осталось всего 2 года. Но не привыкшая сдаваться Монсеррат прожила еще целых 26 лет. А в 2012 году даже вернулась на сцену, выступив в оперном театре «Лисео» в Барселоне в роли Екатерины Арагонской в опере Сен-Санса «Генрих VIII».
Андреа Бочелли (род. 1958)
Будущий знаменитый тенор с детства увлекался музыкой, регулярно слушал пластинки итальянских опер, пел и к 10 годам умел играть на флейте, саксофоне, трубе, тромбоне, гитаре и барабанах. К сожалению, Андреа с детства имел серьезные проблемы со зрением — у него была диагностирована ранняя глаукома. После множества операций (всего их было 27) в 12 лет Андреа полностью теряет зрение на футбольном поле после удара мячом по голове.
В 1980 Андреа поступает в университет Пизы на отделение юриспруденции. Чтобы оплатить свое обучение, подрабатывает певцом в ресторанах и на вечеринках. Его исполнение «Miserere» и «Nessun Dorma» на частном празднике производит впечатление на известного продюсера Катерину Казелли, с легкой руки которой Бочелли заключает свой первый контракт с агентством Sugar Music, начинающее активно продвигать своего подопечного. Большой успех приходит в 1994 году после победы Андреа на 44-й музыкальном фестивале в Сан-Ремо с композицией «Il mare calmo della sera».
С 1994 года Бочелли записал 9 опер, 20 студийных альбомов, три диска «Greatest Hits», продав около 80 миллионов записей по всему миру.
Джесси Норман (род. 1945 — 2019)
Любовь к музыке Джесси привили родители: отец девочки пел в баптистской церкви, мать хорошо играла на фортепиано. Все дети семьи Норман учились играть на музыкальных инструментах и занимались вокалом. Джесси свободно чувствовала себя на сцене, не боялась выступать, наоборот, делала это с большим удовольствием.
В 16 лет начинающая певица решила побороться в Филадельфии на певческом конкурсе за стипендию Мариан Андерсон и проиграла. По дороге домой Джесси решила воспользоваться оказией и, остановившись в Вашингтоне, без особого волнения (да и без веры в успех начинания) сдала экзамены в Гарвардский университет и… поступила, став студенткой с полной стипендией. Вспоминая этот эпизод своей биографии, Джесси рассказывала, что ее главной проблемой было не недостаточная вера в себя, а цвет ее кожи. Она на всю жизнь запомнила, как видела президента Эйзенхауэра, посещающего церковь только для белых в ее родной Джорджии. К счастью, времена стали меняться и чернокожая певица смогла стать студенткой престижного университета. Окончив Гарвард, Джесси продолжает обучение в Школе Музыки в Мичигане, по окончании которой получает звание магистра музыки.
Отправной точкой в карьере Джесси Норман стала победа в Международном музыкальном конкурсе ARD в Мюнхене в 1968 году, на котором красоту ее голоса сравнили с сопрано выдающейся немецкой певицы первой половины XXI века Лотты Леманн.
Дебютом Джесси стало выступление в 1972 году в берлинской «Дойче Опер», с которой она заключила трехлетний контракт, где исполнила партию Елизаветы в «Тангейзере». Затем последовали триумфальные дебюты в Ковент-Гарден, Ла Скала, выступления на Maggio Musicale Fiorentino… Однако в 1975 году певица оставляет большую оперу и отдает себя концертной деятельности, с которой колесит по миру, с успехом исполняя, как говорили критики, самые «виртуозные» произведения Моцарта, Генделя, Брамса, Шуберта, Малера, Вагнера, Штрауса, Сати, Мессиана. Вернулась на большую сцену певица только в 1980 году, исполнив партию Ариадны в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса в Гамбургской Штатсопер.
К началу XXI века Джесси Норман — одна из титулованейших американских оперных певиц, чьи выступления не раз становились подлинным украшением официальных мировых событий, таких, например, как празднования 60-летия Елизаветы II и 200-летия Французской революции.
В 2015 году с Джесси Норман происходит несчастный случай — певица получает травму спинного мозга и вынуждена передвигаться на инвалидной коляске. В 2019 году в возрасте 75 лет Джесси покидает этот мир. «Нет никого, подобного ей, никогда не было и, вероятно, никогда не будет», — напишут утром газеты.
Хибла Герзмава (род. 1970)
Известная во всем мире российская оперная певица, обладательница многочисленных престижных наград, в 1994 году успешно окончила вокальный факультет Московской Государственной консерватории, а в 1996 году — аспирантуру при Московской консерватории. В 1994 году Хибла Герзмава стала первой обладательницей Гран-при Международного музыкального конкурса им. Чайковского среди вокалистов и была приглашена в Московский академический Музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где исполнила множество разноплановых ролей. В 2011 году в стенах родного театра Хибла впервые исполнила в «Сказках Гофмана» все три главные женские партии,— Олимпии, Джульетты и Антонии.
В декабре 2016 года Хибла Герзмава исполнила партию Елизаветы Валуа в опере «Дон Карлос» Дж. Верди на сцене Большого театра. Блестящее выступление было оценено и мировой публикой, по приглашению польского режиссера Кшиштофа Варликовского Хибла исполнила эту партию на французском языке в Парижской Национальной опере в 2017 году. В этом же году Хибла дебютировала на сцене легендарного театра Ла Скала в заглавной роли в опере Доницетти «Анна Болейн».
Одной из запомнившихся широкой публике работ Хиблы Герзмава стала роль певицы по вызову в ленте Ренаты Литвиновой «Северный ветер» 2020 года, в котором Хибла исполнила чувственную партию Дивы на музыку Земфиры.
В июне 2022 года Хибла Герзмава объявила о запуске Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров, который пройдет на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Елена Образцова (род. 1939 — 2015)
Голос российской оперной певицы, профессора Московской консерватории и одной из самых выдающихся исполнительниц второй половины ХХ века звучал на ведущих сценах мира. Образцова дебютировала в 1963 году на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». В 1975 году вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США, где ее выступления произвели полный фурор — Елена стала настоящей звездой в Америке, чем укрепила свой статус мировой оперной знаменитости.
Среди сценических партнеров Образцовой: Монтсеррат Кабалье, Рената Скотто, Мирелла Френи, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас. Одной из своих главных удач Образцова считала совместное выступление с Джоан Сазерленд в спектакле «Трубадур» в 1977 году в Сан-Франциско, которым дирижировал знаменитый австралийский музыкант Ричард Бонинг.
Образцова не только выступала в опере, но играла в кино и театре. Ее можно увидеть в картинах «Похищение», «Моя Кармен», «Сельская честь», «Веселая вдова», «Наследство», «Елена Великая». В 2000 году Образцова в очередной раз поразила аудиторию, исполнив главную роль в скандальном спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба» по пьесе Ренато Майнарди. Ради роли певица похудела на 29 килограммов, объясняя это тем, что ее партнер по спектаклю должен носить ее на руках.
Творчеству Елена Образцова посвящала себя до 2004 года, после чего сосредоточилась на преподавательской деятельности. Кончина Елены Образцовой в 2015 году вызвала шок у ее поклонников, которые не знали о смертельном заболевании крови певицы, с которым она боролась несколько последних лет.
Джоан Сазерленд (род. 1926 — 2010)
Выдающаяся австралийско-британская оперная певица — обладательница уникального вокального диапазона. В ее послужном списке сначала главенствовали партии для меццо-сопрано, затем для драматического сопрано и, в конце карьеры, для колоратурного.
В юности Джоан даже не предполагала, что станет связана с оперой и добьется таких невероятных высот. Первые выступления Сазерленд относятся ко времени окончания учебы в Сиднейской консерватории, ее первым аккомпаниатором стал студент-первокурсник Ричард Бонинг.
На большой сцене Джоан дебютировала в Сиднее в 1950 году в главной роли в опере «Юдифь» Гуссенса. Через год Сазерленд переезжает в Лондон, где продолжает обучение в Лондонском королевском музыкальном колледже и получает ангажемент в труппу королевского театра Ковент-Гарден. В прославленном театре молодая певица исполняет небольшую партию в опере Моцарта «Волшебная флейта», и поначалу не вызывает интерес у постановщиков и режиссеров. Успех приходит после того, как Джоан заменяет внезапно заболевшую немецкую певицу Елену Верт в партии Амелии в «Бал-маскараде» Верди. И уже спустя два года Джоан начинает исполнять ведущие партии, деля сцену с прославленными исполнителями, в том числе, с Марией Каллас. Все это непростое время становления ее поддерживал Ричард Бонинг, замуж за которого Джоан выходит в 1954 году.
Дальнейшая карьера Сазерленд отмечена блистательными исполнениями самых сложных оперных партий, в том числе, великих композиторов итальянского бельканто — Россини, Беллини, Доницетти, при том, что у певицы никогда не было итальянских учителей. В 1963 году она впервые исполняет партию Нормы на сцене театра в Ванкувере, вызвав шквал восторженных рецензий. В последующие годы Джоан много гастролирует, ее бессменным учителем и дирижером является ее муж, вместе с которым она возвращается в Австралию. В родном Сиднее в 1990 году Сазерленд объявляет об окончании 43-летней карьеры, исполнив партию Маргариты в «Гугенотах» Мейербера.
Сара Брайтман (род. 1960)
Голос известной британской оперной певицы, драматической актрисы и исполнительницы в жанре классического кроссовера, вызывает особый трепет у ценителей классики. Тембр ее уникального сопрано с диапазоном в три с лишним октавы отличает некая загадка, он вызывает трепет и восторг у слушателя.
Сара начала петь в 14 лет, а в 18 вместе с группой «Hot gossip» добилась ошеломляющего успеха, оказавшись с сольной композицией «I Lost My Heart To A Starship Trooper» на шестом месте в UK Singles Chart. Последующие синглы группы успехом не пользовались, и в 1981, выдержав жесткий кастинг, Брайтман становится частью труппы мюзикла «Кошки» композитора Эндрю Ллойда Уэббера в Новом театре в Лондоне, где ей досталасется небольшая роль киски Джемаймы. После окончания контракта Брайтман получает главную вокальную партию в спектакле композитора Шарля Строса «Соловей» по сказке Ганса Христиана Андерсена, исполнение которой приносит ей большой успех. На одном из представлений «Соловья» в зале оказывается Ллойд Уэббер, с удивлением обнаруживающий талант Сары, которую не замечал целый год в собственной труппе. Но знаменитый композитор в тот вечер оценил не только вокальные и танцевальные данные молодой певицы, и в 1984 году Брайтман и Ллойд Уэббер становятся мужем и женой.
В 1985 Брайтман номинирована на музыкальную премию «Грэмми» в категории «Лучший новый классический исполнитель» за дуэт с Пласидо Доминго в «Реквиеме» Ллойда Уэббера. В 1988 получает номинацию на театральную премию «Drama Desk Award» за исполнение партии Кристины в легендарном мюзикле «Призрак оперы», написанной Ллойдом Уэббером специально для Брайтман.
После успеха «Призрака оперы» в 1988 году Брайтман решает уйти в сольное плавание и записывает свой первый альбом «Early one morning». Эта работа имеет умеренный успех, но тем не менее, открывает певице широкие возможности. Певица начинает искать себя в различных стилях, от этники до поп-баллад, и каждая проба пользуется успехом у публики. В 1997 певица в дуэте с итальянским тенором Андреа Бочелли выпускает композицию «Time to say goodbye», которая становится лидером хит-парадов всего мира. На данный момент в дискографии Сары Брайтман 15 студийных альбомов, бесчисленное количество синглов, она по-прежнему записывает новые треки и радует публику активной концертной деятельностью.
Дмитрий Хворостовский (род. 1962 — 2017)
Известный во всем мире Дмитрий Хворостовский с детства занимался вокалом, его отец Александр Степанович, инженер-химик, имел глубокий баритон и хорошо играл на пианино. Еще в дошкольном возрасте у Димы сложился личный репертуар, особо ему нравились романсы и народные песни. После окончания музыкальной школы по классу фортепиано, Дмитрий поступает в Красноярское педагогическое училище имени А. М. Горького, а параллельно учебе выступает с музыкальным коллективом «Радуга» в качестве солиста и клавишника в кафе и ресторанах. Получив диплом хормейстера, Дмитрий продолжает учебу на вокальном факультете Красноярского института искусств, где его преподавателем становится профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки Екатерина Йофель, в прошлом — ведущая солистка филармоний юга России. После окончания института, Дмитрий Хворостовский был зачислен в театральную труппу Красноярского государственного театра оперы и балета, в котором спустя некоторое время стал первым голосом.
Решив построить международную музыкальную карьеру, Дмитрий большое внимание начинает уделять участию в конкурсах молодых исполнителей. В 1986 году Хворостовский становится лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов, затем побеждает на Всесоюзном. За короткий период Дмитрию улыбается удача на конкурсах в Ницце, Тулузе и Париже. В 1989 году Дмитрий Хворостовский побеждает в Международном конкурсе оперных певцов в Кардиффе, организованном корпорацией BBC, после которого его голос начинают сравнивать с Лучано Паваротти. Перед Дмитрием отрываются самые престижные площадки: Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Ла Скала в Милане, театр Колон в Буэнос-Айресе, Лирическая опера в Чикаго, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, и, конечно, Мариинский театр в Санкт-Петербурге.
На пике карьеры, а Хворостовского знали не только как оперного певца, но и как исполнителя в камерном, кантатном и ораториальном жанрах, у певца начались проблемы с равновесием, слухом и зрением. После обследования в начале 2015 года Хворостовскому был поставлен неутешительный диагноз — глиобластома головного мозга. После проведенного экстренного лечения, казалось, болезнь отступила, уже осенью 2015 года Дмитрий с триумфом исполняет в Нью-Йорке в «Метрополитен Опере» партию Графа ди Луна в опере «Трубадур» Джузеппе Верди. Однако, болезнь начинает прогрессировать и Дмитрий практически перестает выступать. Одно из его последних появлений на публике произошло в его родном Красноярске летом 2016 года: в финале выступления певец не смог найти силы, чтобы спеть «на бис», и из его глаз потекли слезы. С Дмитрием плакал весь зал. Не стало Дмитрия Хворостовского 22 ноября 2017. Он умер в лондонской больнице в возрасте 55 лет.